|
В Государственный архив России из США в дар передали уникальные документы по истории кадетства. Редкие собрания предоставили зарубежные государственные и негосударственные учреждения. Многие документальные свидетельства истории России - из Музея русской культуры Сан-Франциско. Среди именитых дарителей правящий князь Лихтенштейна Ханс-Адам II, семья Ротшильдов. В экспозиции только оригинальные документы, фотографии, редкие издания, эмигрантская периодика.
Символический ящик. Всего таких ящиков несколько сотен. В них из США в Россию доставили 200 килограммов уникальных документов по истории русского кадетства. В Государственный архив их передала Свято-Троицкая духовная семинария американского города Джорданвилль и Фонд содействия кадетским корпусам России имени Алексея Йордана.
«Это, в первую очередь, коллекционные материалы по истории первого русского кадетского корпуса в Сербии - 1920-1930 годы. Огромная коллекция подлинных фотографий. К сожалению, их очень мало осталось, и впервые в таком количестве такая уникальная коллекция пришла в Москву», - отмечает генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам России имени Алексея Йордана Ольга Барковец.
Большая часть коллекции - из собрания Алексея Борисовича Йордана. В 1941 году он - выпускник первого русского кадетского корпуса в Сербии. В начале 1990 годов он стал инициатором возрождения кадетских корпусов в уже современной России. По всей стране их сейчас в пять раз больше, чем было до революции - около 150.
«Выезжая за границу, люди, которые выросли в системе образования кадетских корпусов, пытались за границей их сохранить для своих потомков и для возвращения на родину», - поясняет протоиерей Свято-Троицкой Духовной семинарии (США) отец Владимир Цуриков.
Маленькая девочка у елки - Таня Хаиндрова. Фотография сделана в конце 1930 годов в китайском городе Дайрен. В этом году Татьяна Хаиндрова передала в фонд Государственного архива России письма, фото, рукописи, принадлежавшие ее матери Лидии Хаиндровой - знаменитому в эмиграции поэту. Почти полжизни, 37 лет, она прожила в Китае.
«Это не просто колонна убежавших. Это страна, оказавшаяся в изгнании. Со всеми институтами, с элементами управления, с дипломатическими институтами, с искусством, даже с академией Генштаба. Российское зарубежье первой волны - это 2,5 миллиона человек», - подчеркивает историк, ректор РГГУ Ефим Пивовар.
Русский голос за рубежом звучал громко и уверенно. Но иногда все же с иностранным акцентом. Так, историк и публицист, исследователь жизни и наследия Карла Маркса Борис Николаевский (ударение на третьем слоге) в США стал Борисом Николаевским (с ударением на четвертом слоге).
Больше 20 документов, связанных с его именем, теперь тоже находятся в Федеральном архиве России. За 2011 год он пополнился на более чем 8 тысяч уникальных экспонатов.
| |