|
Риск авиационных инцидентов выше всего у тех авиакомпаний, итоговые финансовые показатели которых ближе всего к заявленным, показал статистический анализ работы 133 американских авиаперевозчиков.
К концу года все компании подводят финансовые итоги своей деятельности, но если итоговые показатели совпадают или близки к заявленным в пределах 10%, менеджерам, вместо праздничных реляций и победных тостов на рождественских корпоративах следует всерьез задуматься об уровне безопасности полетов - таковы неумолимые выводы статистики, науки, имеющей особое значение для авиационной отрасли. «Вероятность авиационных происшествий снижалась по мере отклонения итоговых финансовых показателей авиаперевозчиков, притом, что важно, как в ту, так и в другую сторону», <2>констатирует Питер Мэдсен, доцент Школы менеджмента Марриотта при Университете Бригама Янга (США), автор масштабного исследования работы американских авиаперевозчиков, результаты которого публикует авторитетный Journal of Management (совокупный пятилетний импакт-фактор 6,2), занимающийся теоретическими исследованиями бизнеса. «Иначе говоря, самые безопасные компании - это компании, демонстрирующие либо самое сильное падение, либо самый большой рост финансовых показателей по сравнению с прошлыми значениями», объясняет исследователь. В общей сложности исследование охватило пулл из 133 американских авиакомпаний, присутствовавших на рынке авиаперевозок с 1990 по 2007 год. Как показал комплексный статистический анализ, на каждые 10% отклонений текущего показателя прибыли компании приходилось 7-процентное уменьшение вероятности авиаинцидентов. Для обычных людей эти цифры вряд ли будут иметь значение при выборе авиаперевозчика, а вот для руководства компаний и регуляторов полученная статистика представляет безусловный интерес. <3>"Речь не идет о том, что менеджеры таких компаний заявляют прямо - «Да, мы хотим получить именно эту прибыль, давайте уменьшим расходы на безопасность», поясняет Мэдсен. «Но о том, что люди могут идти на риск ради достижения целей, даже не осознавая этого, и такое поведение хорошо изучено психологами. Зная об этом, и имея на руках данные статистики, рисковые издержки такого поведения можно снизить», заключает он. Безусловно, полученными цифрами должны особенно заинтересоваться организации, регулирующие работу авиаперевозчиков. <4>В этой индустрии требования к безопасности настолько высоки, а перечень измеряемых рисковых параметров столь обширен, что обнаружение математически подтвержденной корреляции между безопасностью и уровнем финансовых показателей может стать эффективным инструментом при выработке регулирующей стратегии. «Если регулятор хочет повысить безопасность отрасли, ему следует сфокусировать внимание на тех компаниях, итоговые финансовые показатели которых близки к заявленным в диапазоне 10%», резюмирует Мэдсен. В период новогодних отпусков рынок авиаперевозок переживает сезонный бум, поэтому спешим успокоить тех, кто уже приобрел авиабилеты и сидит на чемоданах: если судорожно отрытые в интернете годовые финансовые показатели вашего авиаперевозчика не отклоняются от прошлогодних в диапазоне плюс-минус 10%, не следует впадать в панику и отказываться от поездки. Колебания рисков, о которых идет речь в исследовании Мэдсена, не настолько серьезны, чтобы бить тревогу и лишать особо пунктуальных по финансовой части перевозчиков лицензии, требования к безопасности которой столь высоки, что, согласно все той же статистике, среднестатистическому пассажиру потребуется летать на самолете каждый день в течение 36000 лет, чтобы угодить в авиакатастрофу. <5>Отметим, что попытки выявить корреляцию между финансовой отчетностью и безопасностью полетов предпринимались и раньше, однако результаты этих исследований оказывались всегда противоречивыми. Согласно одним данным, безопасность падала с ростом прибыли, согласно другим - с ее падением. Результаты, полученные Мэдсеном, сперва могут показаться парадоксальными и даже противоречащими интуиции, но, похоже, они предлагают более совершенную модель в оценке рисков: безопасность зависит не от финансовой отчетности, но от человеческого фактора, отчетность является лишь маркером, отображающим более сложную диалектику рисков. Автор указывает также, что обнаруженная корреляция отображает динамику рисков не только в авиационных перевозках, но и в атомной энергетике, автопроме, морских перевозках, шахтной добыче угля, химической промышленности и других отраслях, где важны вопросы безопасности. Притом полученные значения диапазона рисков в авиации, в силу высокой регуляции этой отрасли, являются наиболее консервативными.
Автор: Дмитрий Малянов!--5-->!--4-->!--3-->!--2-->
| |