|
Один из старейших артистов Малого театра Эдуард Марцевич сегодня отмечает юбилей. О нем рассказывает театральный обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Сегодня можно убедиться в том, что такое высокий класс игры, посмотрев, как в «Ревизоре» Малого театра Марцевич играет вроде бы не главную роль - смотрителя училищ Хлопова. Городничего играет Александр Потапов и, читая письмо дальнего родственника, в котором и сообщается про ревизора из Петербурга, городничий, вероятно, в незнакомом ему слове ставит ударение так: иконгнИто. А смотритель училищ Хлопов, которого играет Марцевич, сразу видно - из образованных, автоматом произносит то же слово - но правильно. Но тут же буквально проваливается под стол: поправляет - из образованности, а со страху чуть не умирает - из вечного чиновничьего ужаса перед начальством. Когда при нем Хлестаков все выше и выше поднимается в своем вранье, Хлопов, это видно, готов потерять сознание и одновременно - вот-вот его охватит медвежья болезнь, с двух сторон его пытаются удержать от падения другие чиновники. Марцевич играет очень смешно!
Марцевич родился в Тбилиси, его мама работала в театре суфлером, отец в том же театре - актером. Так что с детства - в театре, ходит в детскую театральную студию, а одновременно - в танцевальный, певческий - короче говоря, во все кружки, где параллельно работе в театре преподавал его отец.
Так бывает - Эдуард Марцевич смело отправился поступать в ГИТИС, но в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». А в школе-студии МХАТ сразу попросили прийти на третий тур, а в Щепке - и вовсе сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам».
После окончания пригласили в Малый, но Марцевич мечтал сыграть Гамлета. Эту трагедию Шекспира, как известно, при Сталине в СССР вообще не ставили, хотя, конечно, официально никто не запрещал, и «Гамлет» Охлопкова стал таким вот первым спектаклем после десятилетий «полузапрета». Охлопкову Марцевич очень понравился, и Гамлет в его исполнении - молодой, порывистый, какой-то, можно даже сказать, вдохновенный, молодой - актеру-то было всего 22 года - стал сенсацией московского сезона. Это случилось в 1959 году. После Гамлета Марцевич сыграл главные роли в нескольких других спектаклях Охлопкова, а когда режиссер умер, Марцевич - можно сказать - вернулся в родные стены Малого театра.
Актер стиля, человек стиля, это видно даже когда он выходит во вроде бы небольшой роли доктора Чебутыкина. Он не затерялся в легендарной картине Калатозова «Красная палатка», где с ним рядом - Клаудия Кардинале, Шон Коннери и другие великие.
Когда ему захотелось заняться режиссурой, Марцевич отправился учиться в Паневежис к Мильтинису, тогда - лидеру и можно сказать основателю литовской школы. Там же поставил свой первый спектакль - «Старый дом» по пьесе Казанцева. И сейчас, празднуя юбилей, готовится выпустить в Малом театре «Бесприданницу» Островского.
| |