|
28 декабря 2011 года, в Международный день кино, секретариат Союза Кинематографистов подводил итоги 2011 года. Основным докладчиком выступил Генеральный директор независимой исследовательской компании Movie Research (MRC), социолог Олег Иванов.
Ознакомив результатами исследований аудитории фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», господин Иванов отметил: «Зрительский успех одного фильма вовсе не означает, что в отечественном кинопрокате все так радостно. В 2011 году резко сократилось количество наших фильмов в широком прокате. Это следствие очередной кинореформы, которая проходила в 2009 году. Основной вклад в кассовые успехи 10 месяцев внесли зарубежные фильмы, которые собрали 24 млрд рублей, то есть чуть больше 90% всей кассы. Тогда как доля отечественных картин (9,7%) опустилась ниже критической 10%-ой отметки. Наиболее результативная отечественная картина этого периода - "Выкрутасы" (валовые кассовые сборы 360 миллионов рублей) смогла занять лишь 17-ое место в списке кассовых лидеров». Не столько о цифрах, сколько о возросшем качестве отечественного кино говорила директор российской программы Московского МКФ, киновед Ирина Павлова: «2011 год войдет в историю нашего кино 16-ю заметными и замеченными аудиторией фильмами и 9-ю, на мой взгляд, выдающимися. Это "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова, "Сибирь. Монамур" Славы Росса, "Шапито-шоу" Сергея Лобана, "Дом" Олега Погодина, "Елена" Андрея Звягинцева, "В субботу" Александра Миндадзе, "Борис Годунов" Владимира Мирзоева, "Фауст" Александра Сокурова и "Охотник" Бакура Бакурадзе. А об одной картине хочу сказать особо. Локальный скандал "оскаровского" комитета еще раз обратил внимание на дилогию Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2 - „Предстояние" и „Цитадель". Авторская телеверсия заставила даже оппонентов дилогии признать, что „мы прозевали шедевр", настолько фильм выиграл от длинного и масштабного показа. Поведение персонажей стали осмысленным, все сюжетные линии приобрели законченность. И жаль, что нет в „Оскаре" номинации „многосерийный телефильм", победа, уверена в этом, была бы за режиссером Никитой Михалковым". Важный нюанс, Председатель СК России на секретариате появился после выступления госпожи Павловой. Краткий анализ состояния документального кино дал новоизбранный президент Гильдии киноведов и кинокритиков, автор программы "Документальный экран" Андрей Шемякин: "В документалистике фильмов-событий меньше, чем в игровом кино. Но они есть. Прежде всего, это фильм Сергея Мирошниченко „Река жизни" и открывшие МКФ в Венеции „Антиподы" Виктора Косаковского. Но общее положение отечественной документалистики сегодня сложное. В прошлом году было снято около 370 фильмов, в этом из-за нехватки финансов на сотню меньше". Но, как оказалось, из-за чехарды присоединений, укрупнений и прочих преобразований документалисты региональных студий теряют главное - свои многолетние архивы. Их негде хранить. Воспользовавшись смутными временами, директора студий просто сжигают исходные материалы, сдают государству серебро и прекрасно себя чувствуют. А освобожденные площади используют для коммерческих целей. Документалист Сергей Мирошниченко вспоминал, как он выкупил и буквально на себе вывез из свердловской документальной студии исходные материалы собственных фильмов, а также картины классика советского кино Бориса Галантера. Выступление председателя Ростовского областного отделения СК России, режиссера-документалиста Юрия Щербакова о подобных делах, которые происходят в недрах местной студии кинохроники, как тратятся деньги, которые выделяются на оцифровку архива, вызвало понятное возмущение членов секретариата. Председатель СК России Никита Михалков отреагировал весьма жестко: "До новогодних праздников еще два дня. Я прошу секретаря СК, депутата Мосгордумы Евгения Герасимова нам помочь. Еще можно успеть подать запрос по ростовской студии кинохроники в Генпрокуратуру России. И надо обязательно довести дело до конца, параллельно изучая эту проблему и в других региональных студиях". Первая половина следующего года для СК России будет особенной, завершая заседание, сказал Никита Михалков: "В конце января - в начале февраля мы проведем Пленум СК. К этому времени Гильдии уже проведут свои отчетно-перевыборные собрания. Я рад, что все профессиональные сообщества подтверждают свое согласие жить по новому Уставу. Нам удалось сохранить наш Союз, это главное. Мы корректно вели себя по отношению к коллегам из Киносоюза, в отличие, к сожалению, от них. Весной закончится формирование Попечительского Совета, и СК будет иметь дополнительный источник для своей деятельности. Это будет своего рода фонд из 3-4 миллионов долларов для социальных нужд, проведения молодежных творческих семинаров, фестивалей. Но, кроме организационных вопросов, мы должны задуматься о главном - как остановить катастрофическое падение профессионализма в нашей киноиндустрии?! Беда ведь происходит во многих профессиях. Новые технологии позволяют снимать всем, кому не лень, даже получать госфинансирование и считать себя режиссерами, операторами, звукорежиссерами...
Второй вопрос - состояние нашего Дома кино. Я очень жалею, что 5-6 лет тому назад отступил перед агрессивными оппонентами. Сегодня мы бы уже имели комфортное, многозальное функциональное здание. Тогда инвесторы бегали за нами с предложениями сами, можно было провести тендер и выбрать лучшего партнера. Сегодня ситуация изменилась, инвесторов надо искать и убеждать. Жить дальше в таких условиях уже невозможно. А вообще-то, хочется хорошего кино. Всех с Новым Годом!"
| |