|
Москва. 8 сентября. FINMARKET.RU - Группа Globaltrans, отчитавшаяся во вторник по МСФО за I полугодие, в очередной раз доказала утверждение, что частное управление бизнесом лучше государственного. Более того, государство признало компанию настолько успешным частным проектом в железнодорожной отрасли, что выступило против вхождения оператора в уставный капитал «дочки» «Российских железных дорог» - «Второй грузовой компании».
По словам представителей группы, регуляторы рассчитывают, что наряду с двумя операторами РЖД Globaltrans останется третьим крупным игроком российского рынка грузовых железнодорожных перевозок и будет способствовать развитию конкуренции.
Выше ожиданий
Показатели Globaltrans за I полугодие превзошли ожидания аналитиков. По чистой прибыли - аж на 11,7%: у оператора по сравнению с январем-июнем 2009 г. она выросла в 2,2 раза, до $95,9 млн. Эксперты с учетом ООО «Балттранссервис» (БТС), 50% которого группа консолидировала в конце 2009 г., прогнозировали уровень $85,8 млн. Доход на акцию за этот период вырос в 2,3 раза, до $0,46 (компания в декабре 2009 г. провела SPO).
Скорректированная выручка группы повысилась на 28% в долларовом выражении (на 16% - в рублевом), до $407,5 млн - в связи с «улучшением рыночной конъюнктуры и ростом грузооборота»: средняя стоимость груженой отправки в I полугодии увеличилась у компании на 21% в долларовом выражении (на 10% - в рублевом), до $784,5.
По словам гендиректора Globaltrans Сергея Мальцева, оператор «восстановил докризисную доходность бизнеса». Скорректированная EBITDA в I полугодии 2010 г. составила $180,4 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 42% в долларом выражении и 28% - в рублевом. Рентабельность по скорректированной EBITDA повысилась до 44% с 40% в январе-июне. Аналитики в I полугодии ожидали роста EBITDA по итогам января-июля до $169,6 млн, выручки - до $398,1 млн.
Помимо роста объемов погрузки и улучшения рыночной конъюнктуры, на показателях Globaltrans отразилась политика контроля над операционными затратами. Коэффициент порожнего пробега полувагонов снизился до 42% с 54% в I полугодии 2009 г. (по итогам всего 2009 г. составил 46%). При этом грузооборот группы вырос на 5% (до 41,9 млрд тонно-километров) - в основном за счет 14%-ного увеличения грузооборота в секторе перевозок полувагонами. Погрузка Globaltrans выросла на 10%, до 28,7 млн тонн.
Компания продолжает наращивать парк благодаря контрактам 2009 г. «по привлекательным ценам». За период с начала 2010 г. к 30 июня общее количество вагонов у Globaltrans выросло на 12%, до 41,8 тыс. шт. К концу августа группа получила 5,659 тыс. вагонов, поставку еще 841 вагона компания ждет до конца года. При этом до конца 2011 г. в рамках «стратегии долгосрочного роста» оператор планирует приобрести еще 5 тыс. вагонов.
Стоит отметить, что частный операторский бизнес в сегменте грузовых перевозок оказался куда мобильнее неповоротливой машины «Российских железных дорог» (РЖД) с ее регулируемыми тарифами и субсидиями. Для этого достаточно данные последнего годового отчета РЖД: расходы на грузовые перевозки в 2007-2009 гг. почти на порядок превышают прибыль от них. В 2009 г., например, это отношение составило 691,1 млрд руб. против 91,9 млрд руб.
Утраченные иллюзии
Впрочем, на телефонной конференции руководство Globaltrans выглядело слегка расстроенным. Было заметно, что большие надежды возлагались на вхождение в уставный капитал создаваемой «дочки» РЖД - ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК). Для этого оператор аккумулировал средства, «довольно плотно занимался этим вопросом в течение 3 месяцев» и даже нашел понимание в «Российских железных дорогах».
«Мы очень были заинтересованы во вхождении с 50%-ным пакетом во "Вторую грузовую компанию". Но в итоге государственные регуляторы приняли совершенно другое решение. 26 августа компания создана как 100%-ная "дочка" (РЖД) и должна с 1 октября вступить в свою хозяйственную деятельность», - констатировал С.Мальцев, уточнив, что на таком варианте настояли министерства транспорта РФ и экономического развития РФ, «которые по-своему видели развитие железнодорожного рынка».
«Позиция госрегуляторов была основана на том, что Globaltrans - это один из успешных частных проектов на транспорте, компания имеет довольно агрессивный менеджмент и серьезную квалификацию. И если слить Globaltrans с дочерними предприятиями РЖД, то рынку это ничего хорошего не принесет», - пояснил он.
В итоге было принято решение создать ВГК именно как 100%-ную «дочку» РЖД, а Globaltrans «оставить поляну для консолидации и роста, чтобы вырастить третьего мощного игрока, который позволит создать конкурентный рынок», заявил С.Мальцев.
По его словам, «на данном этапе» вопрос о вхождении Globaltrans в уставный капитал ВГК «снят». «Нам нужна пауза для того, что бы переформироваться и выдать какую-нибудь новую идею», - сказал С.Мальцев, отметив, что оператор «не собирается опускать руки», и подтвердив интерес к активу. «Мы что-нибудь сгенерируем буквально в ближайшее время», - пообещал он.
Запасной вариант
«Запасной вариант» Globaltrans С.Мальцев ранее уже озвучивал: он заключается в приобретении так называемых «кэптивных» операторов - транспортных компаний промышленных холдингов. «Мы вели переговоры практически со всеми более или менее крупными компаниями, которые существуют на рынке», - подтвердил во вторник глава оператора.
Однако подобные переговоры С.Мальцев назвал «весьма затруднительными», поскольку рынок еще не созрел для таких сделок. «Когда рынок будет завершен в своей конфигурации, и промышленные группы поймут, что он из себя представляет, наверное, тогда к слиянию мы подойдем. Пока же для них кэптивные компании являются страховочным механизмом по их транспортной безопасности», - сказал глава Globaltrans.
Кроме того, по его словам, затруднительна оценка этих компаний на рыночных условиях. «Получить гарантии, что, купив определенный актив, вы останетесь работать на тех же рынках и на тех же условиях, практически невозможно», - сказал С.Мальцев. В этой связи он даже отметил, что именно поэтому в ближайшее время оператор будет склоняться к инвестированию в покупку подвижного состава.
Тем не менее, С.Мальцев заявил, что компанию интересует «любой железнодорожный актив». «Для (поглощения - прим. ред.) у нас есть и силы, и средства, и квалификация», - заверил он.
Globaltrans специализируется на перевозках металлов, нефти, цемента и угля. 50,1% акций принадлежит Transportation Investments Holding (в равных долях контролируется топ-менеджерами «Н-Транса» Константином Николаевым, Никитой Мишиным и Андреем Филатовым ), 14,45% - Envesta Investments (51% - у гендиректора Globaltrans Сергея Мальцева, 49% - у главы совета директоров Александра Елисеева). Free-float по состоянию на конец 2009 года составлял 35,31% от уставного капитала.
| |