|
Магаданский морской торговый порт оказался в ледовой блокаде. Пробраться к берегу не могут суда с сырьем и новогодними грузами - овощами, фруктами и даже елками. Помочь им может лишь ледокол «Магадан». Он должен был прибыть в столицу Колымы еще 25 декабря. Но до сих пор не вышел из порта Владивостока - судно участвовало в спасательной операции в Охотском море. Торговые компании подсчитывают финансовые потери, а жители области думают, как встречать Новый год без привычных атрибутов.
Сухогруз с техникой на борту «Капитан Старостин» с трудом добрался до Магадана. Его капитан Александр Поротиков говорит, что судно шло по следу теплохода ледового класса. Обратно таким же способом выбраться уже вряд ли получится, сетует он.
«Каждые сутки простоя лед становится все толще, и выйти уже будет сложнее. Если капитан порта даст разрешение на выход, мы будем пробовать выходить. Но гарантии того, что судно не застрянет, здесь во льдах никто не даст. Ледокол пойдет только на следующий месяц. За это время здесь еще толще будет лед. Будет сложнее. А стоять здесь неделю, это убытки для компании», - объясняет ситуацию капитан сухогруза «Капитан Старостин» Александр Поротиков.
В двадцати метрах от берега застрял «Капитан Кремс». Он тоже шел по следу теплохода ледового класса. Но пришвартоваться не удалось: толщина льда здесь достигает полуметра, без ледокола пробить дорогу не получается.
Техника, продукты и даже елки. Все это привез теплоход «Капитан Кремс». На подходе к Магадану еще несколько судов с новогодним грузом. Магаданские предприниматели уже несут миллионные убытки. Овощи и фрукты, традиционно доставляемые в Магадан морем, недавно на другом судне привезли гнилыми. Сухогруз неделю назад все-таки смог пришвартоваться к берегу, но делал это долго и продукты просто переморозили.
«Вот посмотрите, это товар, который куплен по сто рублей, сейчас продают по десять. То же самое помидоры», - комментирует Елена Петрова, предприниматель.
Теперь же ситуация еще хуже. На борту «Капитана Кремса» огурцы, помидоры, зелень и мандарины. Примерная стоимость груза - 30 миллионов рублей. Овощи и фрукты, скорее всего, полностью испортятся. В магазинах же этой продукции в новогодние дни просто не будет.
У кромки - места, где заканчивается вода и начинается лед, стоит и теплоход «Золотая Колыма». На его борту 25 тысяч тонн угля для Магаданской ТЭЦ. Судно планировали доставить к берегу при помощи теплохода ледового класса и двух буксиров. Но один из буксиров сломался. Не выдержал тяжелой ледовой проводки.
«Сам буксир - не ледокол. Вспомогательное судно. И очень большие нагрузки, очень тяжелый лед. И механизм просто не выдерживает. Приходится в экстренном порядке все это восстанавливать. Они не рассчитаны на такую работу», - заместитель начальника службы эксплуатации Магаданского морского торгового порта комментирует Александр Кошуба.
Ледокол «Магадан» должен был прийти в столицу Колымы еще 25 декабря, но задержался на операции по спасению платформы «Кольская». Заменить его, как оказалось, некем, поясняют в магаданском представительстве «Росморпорта». Именно эта структура отвечает за ледоколы. И каждый год на период ледовой проводки берет в аренду один из них в Приморье.
Однако все суда, приходящие на Колыму, круглый год платят ледовые сборы - деньги за проводку. Получается, говорят портовики, это деньги, выброшенные на ветер.
«В этой ситуации, наверное, все магаданцы терпят убытки. Изначально. Во-вторых, конечно, это порт. Мы вот эти буксиры, которые вынуждены в таких ледовых обстановках использовать, естественно, ремонтировать мы будем их за свой счет», - начальник погрузочно-разгрузочного комплекса Магаданского морского торгового порта Сергей Горица.
На подходе к Магадану еще несколько судов. Все они везут технику и продукты. И все они теперь вынуждены будут ждать ледокола. «Магадан», по самым оптимистичным прогнозам, в столицу Колымы прибудет 4 января.
| |