|
«Комментарии» представляют десятку крупнейших событий на украинском рынке M&A в уходящем году
1. «Запорожсталь»: самая дорогая не государственная сделка
Самой дорогой сделкой 2011 года в частном секторе стало вхождение в июле холдинга «Метинвест», контролируемого Ринатом Ахметовым и Вадимом Новинским, в бизнес группы «Индустриал», которая, помимо прочего, управляла и владела около 50% акций комбината «Запорожсталь». «Билет» на меткомбинат покупателю выписали Игорь Дворецкий и Виталий Сацкий. Кроме того, в соответствии с опционом, до конца 2012 года они могут полностью выйти из бизнеса. Точную сумму сделки стороны не называют. Но годом ранее Midland Resources Holding Эдуарда Шифрина и Александра Шнайдера продал первую половину «Запорожстали» неназванным российским инвесторам, которые, по сообщению ряда СМИ, заплатили до $900 млн. В эту сумму оценивается не только сам металлургический комбинат, генерирующий приличный финансовый поток, который за 2010 год составил 14 млрд. 368,243 млн. грн., но и ряд корпоративных прав в смежных предприятиях. Среди них «Запорожкокс», Запорожский железорудный комбинат, Запорожский огнеупорный завод, Луганский трубный завод, «Трубосталь» и др.
2. Завод «Океан»: самая скандальная сделка
Уходящий год запомнится множеством корпоративных скандалов, среди которых наиболее любопытным, с точки зрения пересечения интересов сильных мира сего, стал «Николаевский судостроительный завод "Океан". Гордость николаевских корабелов уже не первый год сотрясают проблемы. В этом году они достигли апогея, когда стало известно, что на завод, который де-юре принадлежит голландской Olympus Investments, а де-факто - не названным российским инвесторам, интересы которых представляет глава набсовета Сергей Копылов, положила глаз целая плеяда украинских судостроительных олигархов. Чаще всего среди наиболее заинтересованных фигурировали имена основателя группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго и владельца "Смарт-групп" Вадима Новинского. Через начатую в октябре процедуру банкротства "Океана" менеджеры Жеваго смогли получить над ним оперативный контроль, назначив распорядителем имущества должника экс-сотрудницу подконтрольной "финикам" компании "Укртехуглерод" Татьяну Гуцал. Однако спустя пару недель российские акционеры, раздраженные таким ходом событий, подписали договор о передачи николаевской верфи в годичное управление "Смарт-Холдингу". В итоге, с 18 ноября, не без мелких проблем, менеджеры Вадима Новинского перехватили контроль над верфью.
3. Телеканал "Тонис": самая неподтвержденная сделка
Самой неподтвержденной в 2011 году стала сделка с участием президентской семьи. По сообщению ряда СМИ, многочисленных экспертов и просто зевак, телеканал "Тонис" сменил инвестора. Говорили, что от проблемного актива избавился бизнесмен Владимир Костерин. Новыми собственниками ООО "Телеканал „Тонис" в мае стал ряд малоизвестных компаний. Их бенефициарами в большинстве своем являются оффшорные островные структуры. Но их украинские корни можно проследить через менеджмент. Например, одну из таких компаний, - „Инвестиционные перспективы", - возглавляет Наталья Грищенко, которая до этого руководила киевским филиалом принадлежащего Александру Януковичу „Украинского бизнес банка". Учитывая это, вряд ли стоит удивляться тому, что телеканал, при раздаче осенних лицензий Нацсоветом телерадио на вещание в цифровом формате, опередил многие крупные медиагруппы и выбился в одни из лидеров по количеству полученных частот. А с 1 декабря „Тонис" к тому же и сменил формат. Теперь он - „Первый социальный телеканал".
4. „Ровенькиантрацит" и „Свердловантрацит": самое ожидаемое событие года
О том, что в конце ноября самый богатый гражданин Украины Ринат Ахметов станет фактическим владельцем государственных шахтных объединений „Ровенькиантрацит" и „Свердловантрацит" было очевидно еще год назад. В конце 2010-го холдинг „ДТЭК" подписал с объединениями инвестиционные договоры, в соответствии с которыми обязался инвестировать в них 520 млн. грн. в обмен на сотрудничество. Так что объявленный в августе 2011 года конкурс по отбору концессионера двух госпредприятий, суммарная добыча которых составляет 13 млн. т в год (почти четверть украинской добычи), а совокупный оборот - около 5 млрд. грн., вряд ли мог принести сюрпризы. Даже с учетом того, что вялую конкуренцию Ахметову пытались составить и Coal Energy S.A. Виктора Вишневецкого и группа „Донецксталь" Виктора Нусенкиса. Компанию первого Министерство энергетики и угольной промышленности отсекло еще до конкурса, посчитав, что она не подходит под квалификационные условия. А „Донецксталь" не особо пыталась перебить инвестиционное предложение Рината Ахметова, пообещавшего нарастить добычу за три ближайших года почти на 15%. Как результат, группа „СКМ" получила право в течении 49 лет управлять активами „Ровенькиантрацит" и „Свердловантрацит".
5. IPO украинских компаний: самое заметное разочарование года
Уходящий год так и не стал „бумом" IPO украинских компаний. Финансовые рынки Европы лихорадит как никогда, и наши эмитенты стали заложниками неблагоприятной конъюнктуры. Хотя первая половина года и сулила большие надежды. Весной удачно разместились на Варшавской фондовой бирже „Индустриальная молочная компания", выручившая $83,2 млн. за 30% акций, KSG Agro ($39,6 млн. за 33%), AgroGeneration (11,5 млн. евро за 16,4%). Летом к ним добавились „Овостар" ($33,2 млн. за 25%), Coal Energy S. A. ($79,19 млн. за 25%) и Westa ISIC ($46,3 млн. за 25%). Хотя уже в середине лета копании размещались по „нижнему" ценовому диапазону ожиданий. Например, в ходе дебюта на Варшавской фондовой бирже Coal Energy S. A. потеряла 5% стоимости. Когда же в Европе началась паника, многие компании и вовсе стали массово отказываться или переносить первичное размещение. Так, в июле отложили IPO агрокомпании Valinor Public Ltd и „Виойл", осенью - группа компаний „Интерфом". Телекоммуникационная группа „Воля" отсрочила планы по выходу на биржу до 2015-2016 годов.
6. ДЦ - Watsons: самая заметная смена вывески
Весной сеть магазинов косметики, парфюмерии и средств гигиены „ДЦ" в одночасье сменила вывеску на Watsons. Не объяснимое для обывателя, на первый взгляд, событие имело под собой логическое обоснование. Мажоритарный акционер сети, - гонконгская компания A.S. Watson Group, владеющая около 2 тыс. магазинов по всему миру, - выкупил последние 35% акций у украинского „Аснова Холдинга" Максима Сафонова, Анатолия Строгана и Олега Барышевского, которые еще в 2006-м уступили азиатам контрольный пакет. С тех пор в сети внедрялись международные стандарты работы, начиная от логистики и заканчивая IT. Когда этот процесс завершился, пришел черед менять табличку над входом. Эксперты считают, что это весьма смелый шаг, поскольку бренд „ДЦ" по узнаваемости и лояльности потребителей в этом сегменте являлся „номеров один". Оценить эффект можно будет уже по итогам финансовой отчетности компании за 2011 год. Впрочем, долгосрочную выгоду от данного решения, никто не оспаривает.
7. „Укртелеком": самая дорогая распродажа от государства
| |