|
Польские специалисты расшифровали записи «черных ящиков» президентского самолета, разбившегося в апреле 2010 года под Смоленском. Им удалось восполнить пробелы в стенограммах, сделанных экспертами в Москве. Некоторые фрагменты новой расшифровки опровергают отдельные утверждения российской стороны.
Эксперты Краковского института судебной экспертизы закончили исследование и получили новые, более полные результаты расшифровки "черных ящиков" Ту-154М, разбившегося под Смоленском. Данные передали следователям военной прокуратуры Польши. Однако это не означает, что скоро документы опубликуют, в чем убедился Петр Сверчак.
Этот полет завершился трагедией более чем 20 месяцев назад, но для специалистов-криминологов он продолжался, пока они не закончили анализ записей и не представили прокурорам отчет.
КШИШТОФ КВЯТКОВСКИЙ, бывший министр юстиции Польши: Эта экспертиза, с точки зрения прокуратуры, имеет ключевое значение.
Еще на посту министра юстиции Польши Кшиштоф Квятковский наблюдал за работой специалистов краковского института, которые по указанию прокуратуры провели собственную расшифровку записей "черных ящиков" Ту-154М. После стенограмм, полученных от российских экспертов и из польской Центральной криминалистической лаборатории, это будет третий документ, содержащий запись переговоров в кабине пилотов. Возможно, он самый полный.
КШИШТОФ КВЯТКОВСКИЙ: Удалось восполнить пробелы, остававшиеся в стенограмме, переданной российской стороной.
ЖУРНАЛИСТ: Но это же может быть то же самое, что сделали в Центральной криминалистической лаборатории.
КШИШТОФ КВЯТКОВСКИЙ: Этого мы не знаем.
Краковские эксперты расслышали новые слова. Вопрос: есть ли что-то, чего не было известно комиссии Ежи Миллера* и что может изменить наше представление о катастрофе.
МИРОСЛАВ ГРОХОВСКИЙ, заместитель председателя польской Комиссии по расследованию авиационных происшествий: Прозвучала команда от капитана экипажа самолета "Уходим на второй круг".
Пилот хотел увести самолет, что расходится утверждениями российской стороны, но экипаж допустил другие ошибки. В Центральной криминалистической лаборатории по-своему расшифровали фрагмент записи, где командующей ВВС Польши оказывал давление на экипаж самолета. Но могут ли пролить прояснить этот момент результы исследования краковских экспертов?
БАРТОШ КОВНАЦКИЙ, представитель шести семей жертв смоленской катастрофы: Я бы не ожидал чего-то необычного, что могло бы повлиять на ход расследования. Если бы эти расшифровки были такого свойства, то, я думаю, их уже опубликовали бы.
Но в стенограммах, которые были в распоряжении комиссии Миллера, есть "белые пятна". Например, в одном месте: то ли «kadra» (люди), то ли "makabra" (ужас), то ли «в двенадцать», то ли «на нашем», а кто спрашивает "как сели" или "как тот Як", и действительно ли это спрашивает? Возможно, в институте все это выяснили для прокуроров. Возможно, это приведет к возобновлению работы комиссии Ежи Миллера.
МАЧЕЙ ЛЯСЕК, член польской Комиссии по расследованию авиационных происшествий: Если действительно появятся сведения, которые укажут на необходимость проведения новых экспертиз, то соответствующая комиссия вновь будет собрана, но уже из новых специалистов.
Прежних стенограмм было достаточно, чтобы установить причины катастрофы. Новой стенограммы хватит на то, чтобы вызвать новую дискуссию вокруг обстоятельств трагедии.
Петр Сверчак, TVN24.
* Главная комиссия, состоявшая из гражданских экспертов, которая провела основное официальное расследование обстоятельств смоленской катастрофы (прим. RT).
| |