|
Комитет государственного контроля Беларуси провел проверку эффективности использования средств, направляемых на энергосбережение, и выяснил, что сотни миллиардов рублей потрачены впустую.
Как сообщила пресс-служба КГК, несмотря на то, что за 2009-2010 годы и I полугодие 2011 года на финансирование энергосберегающих мероприятий направлено 10 триллионов рублей из всех источников (республиканский и местные бюджеты, инвестиционные фонды министерств и ведомств, кредиты банков, собственные средства организаций), прогнозные параметры по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта не выполнены.
Как показала проверка, отчасти такое положение обусловлено неэффективным использованием средств, направляемых на реализацию энергосберегающих мероприятий, а также неудовлетворительным выполнением энергосберегающих проектов.
В отдельных случаях невыполнение энергосберегающих мероприятий было вызвано поверхностной проработкой финансовой и технической сторон проекта.
Например, еще в 2008 году на торфопредприятии «Вертелишки», входящем в ПРУП «Гроднооблгаз», необходимо было ввести в эксплуатацию котел на фрезерном торфе. Однако из-за грубейших нарушений в разработанной проектной документации (которая сделана без технического задания на закупку оборудования) было приобретено котельное оборудование, непригодное для работы на фрезерном торфе. С 2008 года это оборудование бездействует, а израсходованные на его закупку и монтаж бюджетные средства в размере 2,9 миллиарда рублей заморожены и экономического эффекта не дают.
Кроме того, установлено, что в ряде случаев направляемые на энергосбережение бюджетные средства истрачены на приобретение неработоспособного оборудования.
Заявленные разработчиками энергосберегающих программ объемы экономии энергоресурсов не всегда достигаются на практике. Так, для того чтобы сэкономить более 4 тысяч тонн условного топлива организациями ЖКХ Минской области было переведено на сжигание местных видов топлива 19 котлов. Однако фактически это мероприятие позволило получить экономию топливно-энергетических ресурсов только в размере всего 0,3 процента от запланированного объема.
Зачастую причины затягивания сроков осуществления энергосберегающих мероприятий связаны с просчетами при выборе их исполнителей. Так, в 2008 году на РУП «Брестэнерго» были начаты работы по реконструкции энергоблока №5 на Березовской ГРЭС с установкой газовых турбин. Данный объект необходимо было сдать в эксплуатацию в 2010 году, однако на момент проверки (октябрь 2011 года) проект так и не был реализован. Сроки сорваны по вине российского партнера, который систематически нарушал сроки поставки оборудования. При этом фактически под обещание завершить проект в кратчайшие сроки российской фирме были перечислены авансы на сумму 18,3 миллиона евро (78 процентов от стоимости контракта).
Широкое распространение получила практика переноса запланированных к внедрению мероприятий на более поздние сроки. Например, в рамках республиканской программы энергосбережения в Гродненской области в 2006-2010 годы предусматривалась реализация восьми энергосберегающих проектов с затратами на их реализацию в размере более 137 миллиардов рублей, а фактически выполнено пять мероприятий общей стоимостью 76,8 миллиарда рублей (56 процентов от плана). Сроки реализации трех проектов перенесены на 2011-2014 годы.
К неэффективному использованию денег приводит несоблюдение нормативных сроков реализации энергосберегающих проектов. Например, установка котла на местных видах топлива в котельной д.Путришки Гродненского района при нормативной продолжительности строительства четыре месяца велась с августа 2008 по декабрь 2010 года. Расходы областного бюджета на эти работы составили 1,2 миллиарда рублей.
Проверкой также выявлен ряд недостатков в работе областных управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, подчиненных Департаменту по энергоэффективности Госстандарта.
По результатам проверок Комитет государственного контроля предложил Правительству дать оценку деятельности Департамента по энергоэффективности и принять меры, направленные на повышение результативности его работы. Правительству рекомендовано взять под жесткий контроль вопросы получения максимального экономического эффекта от направляемых на энергосбережение средств, а также достижения заявленных объемов экономии энергоресурсов.
| |