|
2011 стал годом упадка российского коммерческого кино и годом триумфа отечественного авторского кино. Некоторые итоги кинематографического года подводит Антон Долин.
Александр Сокуров получил приз в Венеции, Андрей Звягинцев - в Каннах, а дебютная лента «Портрет в сумерках» взяла главные награды на десятке фестивалей поменьше. О победах русского кино в 2011 году - Антон Долин на радио «Вести ФМ».
Поразительный парадокс. Тот самый год, когда российское кино показало антирекорд, сократив долю присутствия в национальном прокате едва ли не до десяти процентов с двадцати шести, стал годом триумфов для авторских проектов отечественных режиссеров на мировых экранах.
К сожалению, драма Александра Миндадзе о первом дне Чернобыльской катастрофы «В субботу» не получила должного резонанса в Берлине. Зато уже в Каннах, невзирая на полное отсутствие русских в основном конкурсе, «Елена» Андрея Звягингцева наделала шуму и получила специальный приз - даже до официальной премьеры, которой закрылась секция «Особый взгляд».
Неожиданно актуальное, социальное, хотя и притчевое, апокалиптическое, но бытовое кино Звягинцева многих шокировало стилистическими отличиями от двух его предыдущих работ - «Возвращения» и «Изгнания». Переход на новый киноязык в нашем эфире прокомментировал сам режиссер.
«Здесь я не вижу необходимости зрителю пробиваться сквозь эту историю. Она ясна и прозрачна до нельзя. Тут все ясно, все дышит сегодняшним днем и абсолютно узнаваема для любого смотрящего. Там не никаких аллюзий, образов и символов, которые присутствовали в "Изгнании" и в "Возвращении". Эта история очень просто по фактуре, по говорению, она абсолютно ясна», - говорит Звягинцев.
Прошел буквально месяц после Канн, и на Московском кинофестивале, редко радующем какими-то сенсациями и сюрпризами, всех сразила четырехчасовая комедия авторов альтернативной фантастической драмы «Пыль» - режиссера Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой, «Шапито-шоу».
И снова приз, уже серебряный, от жюри восхищенной Джеральдины Чаплин, предложившей тандему сниматься в их следующем проекте. А пока, в преддверии запланированного на январь проката, Лобан объясняет, в чем специфика их удивительного фильма - эпопеи о столичных неудачниках на берегах летнего Черного моря.
«Нужно менять стереотипы сознания, потому что кино уже как форма начинает себя потихоньку исчерпывать. Полуторачасовые фильмы - они уже смотрятся как клип, как нарезка, анонс чего-то более важного, более продолжительного. Крутизна нашего фильма, как мне кажется, в том, что он новый по форме - это не просто продолжительный фильм, это фильм, состоящий из четырех историй», - считает Лобан.
Главный же и заслуженный триумф русского кино состоялся в сентябре в Венеции. Возможно, важнейший фильм Александра Сокурова, заканчивающий его тетралогию о людях власти, «Фауст»", снятый с немецкими актерами в Германии по мотивам староевропейского мифа, получил от жюри Даррена Аронофски «Золотого льва». В понятной эйфории мало кто заметил другого русского участника Венеции - дебют Ангелины Никоновой с Ольгой Дыховичной в главной роли, провокативную эротическую драму «Портрет в сумерках». Ее успех поставил даже не точку, а восклицательный знак в финале 2011: призы, в том числе главные, на десятке мировых фестивалей. Режиссер считает свою картину не специфически российской, а универсальной.
«Картина не о Ростове-на-Дону, и картина, в принципе, даже, наверное, и не о России. Это картина об очень разных мужчине и женщине, о женщине из центра и мужчине с окраины. Это картина о равнодушии, о любви, о жестокости, о мести, о страсти. И это все вещи международного формата», - комментирует Никонова.
Что ж, этого русским авторам и следует пожелать в Новом году - снимать фильмы не для себя, а для всех. А зрителям - оценить это по достоинству.
| |