|
Московский метрополитен выпустил к Новому году специальные праздничные проездные билеты. На их обороте можно прочитать поздравления от сотрудников столичной подземки. В эти дни пассажиропоток в метро традиционно увеличивается.
Ведь из-за пробок на общественный транспорт пересаживаются и автовладельцы. Но вместе с ростом числа пассажиров растет и число тех, кто предпочитает не покупать ни праздничный, ни какой-либо другой билет. Почему они не хотят платить, и почему их называют зайцами?
Накануне нового года пассажиров в метро стало на пятнадцать процентов больше. В основном это автомобилисты, которых корпоративы заставили уйти под землю. Для многих после личного авто - метро это уже стресс. Очереди за билетами по утрам. Да и билет уже, оказывается, давно стоит 28 рублей.
Сколько зайцев в московской подземке, подсчитать не может ни кто. Но судя по их поведению - где-то наверху у них гнездо. И именно перед праздниками всем куда-то надо.
- А что нарушаем? - Тороплюсь. Поэтому... - Куда торопитесь? - В гости.
Зайцы и в дикой природе очень хорошо приспосабливаются, и в неволе. Целыми семействами они обдумывают свои коварные планы - как бесплатно попасть в метро. Последний писк моды - социальная карта дедушки или бабушки.
- Со мной пройдемте, там инспектор будет разбираться. - Мне на работу. -Юля Михайловна, со мной пройдемте! - Не пойду.
Чужие социальные карты у зайцев отбирают и возвращают владельцу, причем через собес. Нарушителю штраф! Пенсионеру - позор.
«Помимо того, что штраф стал 1000 рублей, мы еще занимаемся изъятием социальных карт, которые используют граждане, ну своих родственников, друзей и т.д. Так же за эти полгода на территории нашей Серпуховско-Тимирязевской линии изъято социальных карт порядка 2000», - рассказывает заместитель командира 8-го отдела полиции УВД на московском метрополитене Рамис Степанов.
Татьяна уже пятьдесят лет каждый день катается по «серой» ветке. Она работает в цирке на Цветном бульваре. Но настоящий цирк, уверена она, здесь в метро: одни скакуны и акробаты. Зайцы в метро были всегда, но раньше они были интеллигентнее.
«Конечно, были, но дело в том, что, конечно, с иронией относились к зайцам, потому что люди работали, это считалось, как бы сказать, статус человека уменьшается. Если ты работаешь, зарабатываешь деньги, почему ты зайцем должен проходить метрополитен», - вспоминает Татьяна Районных.
А первое упоминание о зайцах как о безбилетниках встречается в словаре Брокгауза и Ефрона 1935 года издания. По совпадению именно в этот год появилось столичное метро. Легенда связана с железной дорогой дедушки Дурова.
«Первым был красивый павлин, второе животное была лиса и затем другие животные, которые по билетам садились и ездили в этом поезде, а вот для зайца места не хватило, и небольшая платформочка была подстроена к этому паровозику, на которую впрыгивал хорошенький мохнатенький зайчик», - рассказывает филолог Вера Викулова.
В 1935 году слово заяц как раз приобретает свое второе значение, помещается в энциклопедии, и в этом же году открывается метро.
И невозможно уже подсчитать, сколько с тех времен московский метрополитен потратил денег на борьбу с зайцами. Последнее нововведение - замысловатые конусы на станции «Царицыно». Это чтоб не прыгали. Прыгать перестали, стали просто проходить.
И тут главное - договориться с собственной совестью. «Меня совесть не гложет, потому что я считаю, что совесть должна тех людей глодать, которые такие цены устанавливают, 28 рублей, и две кассы работают», - говорит Вадим Ипатов.
Это порочный замкнутый круг. Чем больше зайцев, тем больше денег тратится на их поимку. Тем дороже цена на проезд. И как следствие - больше зайцев.
| |