|
В этой московской квартире Новый год начинается с люстры. В конце декабря мама Лана, папа Соломон, а еще Аня, Мирра, Лика и Давида превращают эти невзрачные плафоны, будто по волшебству, в райские яблочки, желтые подсолнухи или, как сейчас, в белоснежные облака.
Традицию праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января в России заложил Петр I. 311 лет назад своим императорским указом о переходе на новое, «европейское», летоисчисление: «Мы, Великий Государь, приказываем: с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же!».
А еще по новой моде на дворах нужно было ставить еловые, сосновые или можжевеловые деревья. Впрочем, позволить себе такую роскошь могли только богатые, бедным разрешалось просто вешать ветви на ворота. Сам император грозился лично проверять, как в народе следуют его реформе.
Впрочем, главным символом Нового года в каждом доме елка стала только через сто лет. Тогда же, в начале XIX века, ее начали наряжать фруктами и сладостями, завернутыми в разноцветную фольгу. А вот елочные игрушки в привычном для нас виде в это время были только в Зимнем дворце - императрица Александра Федоровна, жена Николая I, стала вешать на елку маленькие подарки для царской семьи.
У Ани и Мирры и Давида - своя фабрика игрушек. За несколько лет самодельных машинок, человечков из печенья и стеклянных шариков, измазанных яркой краской, у них накопилось так много, что хватит ни на одну елку. В этом году как и всегда - никаких игрушек из магазина.
Давид Какиашвили: «Это было очень прикольно - взять шарик, нарисовать на нем елочку там, снежок. Дети вот вам сейчас покажут - дети, можете вы что-нибудь показать?»
Мирра Какиашвили: «Ну, мы делали сначала форму а потом вот так украшали, а потом вешали на елку.»
В начале 20 века елочная игрушка - почти произведение искусства. В моде фигурки из ваты, фарфора и картона по специальной «дрезденской» технологии. После революции стеклянные зайчики и мишки уже на службе советской идеологии. Например, во времена Хрущева появились космические ракеты и стеклянная кукуруза.
Наталья Чевтайкина, заведующая отделом истории России XX - XXI веков Государственного исторического музея: «Самые популярные мотивы - на шарики наносили символы государственной власти, бесконечной звезды. Шарики разной величины со звездой, серпом и молотом. Опять же такие события -освоение неба, дирижабли, где обязательно написано "СССР".
О гражданской активности советского дедушки Мороза можно судить по новогодним открыткам. Казалось бы, возраст, но везде успевает: и на БАМ съездить, и в космос слетать, и ответить на письма, где просят о настоящем чуде.
Наталья Чевтайкина: "Писали такие потрясающие письма. Не помню, на каком стенде, девочка пишет своей тете поздравления с Новым годом и желает ей дожить до коммунизма детским таким почерком".
Ну и какое поздравление без подарков. Еще одна традиция в семье Ланы - прочитать стихотворение, разыграть сценку с другими членами семьи или просто спеть под гитару. А потом сесть в кресло, закрыть глаза и почувствовать, как кто-то ставит на колени заветную коробочку с бантом.
Лана Шаташвили: "Наш папа очень любит пить кофе, который продается вот в капсулах. Он покупает капсулы и потом страдает, что кофе кончился. Мы купили ему 365 капсул и положили их в большую коробку. Внутри все гремело, и мы разрешили ему не читать никаких стихов, а попросили его угадать, что в коробке - он очень долго думал, но мы сфотографировали его лицо, когда он коробку открыл."
За последние 20 лет в новогоднюю ночь Лана вместе с семьей уезжала из дома всего трижды, и каждый раз - хотела поскорее вернуться. В этом году они тоже будут вместе считать, сколько раз прогремели куранты, щуриться от ярких искр фейерверка на крыше и прятать записки с пожеланиями друг у друга под кроватью.
И если кто-то скажет - чего только нет в этой семье, когда до Нового года всего пара часов, мама Ани, Мирры, Лики и Давида, как всегда ответит: "У нас нет Деда Мороза!". И это - тоже традиция.
| |