Вслед за антитабачной кампанией - антиалкогольная. В Германии уменьшается количество мест, где можно распивать спиртное. В Гамбурге в общественном транспорте запрещено даже пиво. Опыт сочли удачным, и в 2012 году его собирается перенять Берлин
Так же, как это было с сигаретами, из всех немецких земель наиболее масштабные ограничительные меры ввели в Баварии: пить в общественном транспорте Мюнхена нельзя с 2009 года. В декабре 2011 года запрет на алкоголь распространился на пригородные электрички. В отличие, например, от Гамбурга, в Мюнхене нарушителей, правда, пока не штрафуют, а выпроваживают.
«Транспортное средство не стоит путать с пивной», - объясняют в мюнхенском транспортном союзе, ссылаясь на данные исследования «Субъективная безопасность в метро». Баварские социологи выяснили, что соседство с пьяными людьми или теми, кто «в процессе», вызывает у многих пассажиров чувство опасности, даже если пьющие не проявляют признаков агрессии. Свою роль здесь очевидно сыграли громкие криминальные инциденты. В 2008 году в Мюнхене двое молодых мигрантов сильно избили пожилого учителя, сделавшего им замечание (нападавшие получили 8 и 12 лет тюрьмы).
Опросы в Мюнхене показали: 83% пассажиров довольны запретом на употребление спиртного. Правда, рапортуя об этом, мюнхенские транспортники добавляют, что эти данные пока нерепрезентативны. Вне всяких сомнений в городе, где ежегодно проходит крупнейший в мире пивной фестиваль, у алкогольного вето хватает критиков. В декабре 2011 года в канун введения новых правил прошли буйные проводы прежних свобод: договорившись через Facebook, в электричках баварской столицы собралось более 2 тысяч человек, главным образом, подростков. Первый день алкогольного запрета мюнхенские транспортники встречали с 50 поврежденными поездами, ущерб от пьяных буйств оценивался примерно в 230 тысяч евро.
В Гамбурге пить спиртное в метро, трамваях и автобусах запрещено с сентября 2011 года. Осенью бригады контролеров были увеличены, однако обошлось без волнений. Городской транспортный союз, подводя итоги работы за квартал, сообщает, что в вагонах стало «зримо чище»; судя по опросам, 86% пассажиров позитивно оценивают новые ограничения.
«Через пару месяцев мы не будем об этом даже говорить, повторится история с запретом на курение», - приводит газета Hamburger Abendblatt слова одного из контролеров. Издание, к слову, указывает на некоторую неясность нового правила: если спиртное пьют в группе, то кто должен заплатить 40 евро штрафа? «Если потихоньку пьют шампанское, направляясь на мальчишник, и не наглеют, то мы не обязательно идем на крайние меры», - поясняют контролеры, следуя собственному негласному правилу: «платит тот, кто нарывается».
Абсолютный контроль невозможен. Например, если спиртное налито в бутылку из-под воды или кока-колы, то контролеры ничего сделать не могут - они не имеют права пробовать или нюхать содержимое бутылок и стаканов. Также трудно воздействовать на бомжей. «Их предупреждают, обязывают платить штрафы, которые остаются без внимания. Затем за сумму разного рода правонарушений они исчезают на пару месяцев, а потом появляются снова, свежие и отдохнувшие», - пишет гамбургская газета.
«Посмотрим, есть ли нам чему поучиться», - прокомментировала нововведение Гамбурга и Мюнхена представитель берлинского транспортного союза Элке Кроковски, не исключив, что в столичном общественном транспорте запрет на алкоголь будет введен в ближайшие месяцы. В берлинских организациях по туризму, правда, сомневаются, что такие меры пойдут на пользу имиджу города, который, по выражению Кристиана Тенцлера из турбюро Visit Berlin, «хочет выглядеть толерантным и открытым».
Пока, впрочем, кроме славы самого бедного из крупных городов Германии, Берлин заслужил также репутацию города с самым опасным метро - редкий месяц там проходит без серьезных эксцессов в общественном транспорте. Всю страну напугала видеозапись, прошлой зимой сделанная ночью на перроне: пьяный старшеклассник напал на случайного прохожего и бил его по голове. Несовершеннолетнего приговорили к 2 годам и 10 месяцам тюрьмы.
В конце прошлого года в Берлине начался суд над четырьмя подростками-мигрантами, напавшими в метро на 30-летнего маляра. Они забили его до бесчувствия. Его коллеге повезло больше - он успел выбежать на улицу, где отбиться от пьяной и агрессивной молодежи ему помог случайный прохожий, по счастью оказавшийся знатоком боевых искусств.
Все автомобильные новости