|
Знаменитому ГАЗу исполнилось 80 лет. Первый в Союзе автозавод запустил свое производство в январе 1932 года, и уже в том же месяце с конвейера сошел первый грузовик. С тех пор предприятие выпустило более 18 миллионов автомобилей, создало свыше 150 моделей и модификаций машин. Среди наиболее известных - ГАЗ-66, «Победа», «Волга», «Чайка», «Газель». На заводе работают целые династии специалистов.
На конвейере - конец годового плана. Поторапливает и подбадривает рабочих забавными шутками старший мастер Александр Маркин. Нужные детали для грузовиков подбирает логист Елена Маркина. Механизированные инструменты сборки придумывает инженер Алексей Маркин. Это - заводская династия.
Маркины работают на ГАЗе в два раза больше самой истории завода: 160 лет, если сложить трудовые стажи каждого члена семьи. Почему все они на заводе, отвечают тремя словами - интересно, традиция, гордость.
Сегодня в это трудно поверить, но от землянок строителей, вырытых прямо на берегу Оки, до первого заводского гудка прошло всего 18 месяцев. Автомобильный гигант в сердце Советского Союза возводила вся страна. Завод проектировали как самое крупное предприятие автомобилестроения. Недаром количество грузовиков, сошедших с конвейера, стало главным показателем соревнования двух систем - советской и западной. Особенно в военное время. Сегодняшние сто с лишним тысяч автомобилей в год - тоже «победные» объемы.
В семейных альбомах заводчан - грамоты за преданность профессии. За семейным праздничным чаем разговоры о том, как работа на производстве закаляет людей.
Это во многом объясняет, почему спустя 80 лет автозавод и сегодня живет по известному принципу: «гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей».
Горьковский автозавод всегда был больше, чем завод. В национальном сознании - символ производственных побед и народной энергии. Он ввел тогда во многом еще пешеходную страну в мировой клуб автомобильных производителей, в котором по многим показателям у ГАЗа до сих пор нет конкурентов.
| |