|
Красногорский стадион «Зоркий» овеян легендами. Не только спортивными, но и военными. Корреспондент «Газеты.Ru» рассказывает об истории и традициях главной бендийной арены Подмосковья.
Если бы существовал конкурс «самый живописный стадион России», то окруженный сосновым бором «Зоркий», несомненно, стал бы одним из главных претендентов на гран-при. «Когда-то тут был огромный овраг, - рассказывает Александр, интеллигентный мужчина в очках, болельщик местного бендийного "Зоркого" с 40-летним стажем. - А за несколько месяцев до войны его засыпали и сделали спортивную площадку с рядами лавочек для зрителей. Арка еще большая была. Вот так у нас в Красногорске и появился первый стадион». Кто бы тогда, 70 лет назад, мог подумать, что спустя всего-то три десятилетия этот маленький стадиончик станет главной бендийной ареной Подмосковья, сооружением с харизмой, а на его льду будут сражаться лучшие хоккеисты планеты. Как стадион немцев обманул
Строили стадион (тогда он получил распространенное по тем временам название «Труд»), что называется, всем миром. А точнее - заводом имени Зверева (Красногорский механический завод). Именно здесь появились на свет известные фотоаппараты «Зенит» и «Зоркий». Красногорские фотокамеры нередко становились лауреатами различных международных престижных премий и своим зарубежным «коллегам» не уступали ни в чем. Однако лучшие времена отечественной фототехники уже давным-давно позади, былой славы, увы, уже не вернуть. Завод серьезно пострадал во время Великой отечественной войны. В 1941 году от взрыва фашистской бомбы погибло 17 рабочих. Любопытно, что, по словам болельщиков «Зоркого» со стажем, свою, пусть и микроскопическую роль в войне, сыграл и маленький красногорский стадион. Якобы немецкие топографы не успели внести соответствующие изменения в военные карты, и стадион на них так и остался оврагом, что сбило с толку пилотов Люфтваффе, летевших на Москву. Кроме того, накануне войны году в Красногорске был построен еще один объект - плотина на реке Банька, что также могло внести сумятицу в ряды немецких летчиков. Больше, конечно, похоже на красивую легенду. Впрочем, кто знает, может быть, и действительно «Труд» помог советским ПВО выиграть драгоценные секунды и, как следствие, отразить атаки немецкой авиации (с 1941 по 1942 год из почти 10000 самолетов, участвовавших в налетах, к столице СССР смогли прорваться менее 3% машин). «Народ на головах стоял!»
Война кончилась. Над Рейхстагом гордо взвилось красное знамя с серпом и молотом. В 1950 году возобновился чемпионат СССР по хоккею с мячом, а спустя еще 12 лет в первенстве высшего дивизиона впервые приняла участие команда из Красногорска «Труд», ранее скитавшаяся по областным и республиканским соревнованиям. В 1966 году клуб повелением руководства КМЗ сменил имя на «Зоркий», а стадион, позже также названный в честь гордости отечественной фототехники, был капитально перестроен. С тех самых пор и начались золотые времена красногорского хоккея. «Народа было... тьма, - с ностальгией вспоминает Александр. - На трибунах просто не протолкнуться. На головах стоял народ!». Сразу вспоминаются ретро-снимки московского стадиона «Динамо» 40-х - 50-х годов. В 90-е годы ныне закрывшаяся на реконструкцию домашняя арена вмещала почти 37 тыс. зрителей, а в 1937 году на матче между московским «Спартаком» и сборной Басконии присутствовало около 90 тыс. человек. Вот нечто подобное, пусть и не в столь грандиозных масштабах, творилось и в Красногорске на матчах «Зоркого» в 70-е - 80-е годы прошлого века. Ажиотаж был сумасшедший. Яркий пример: в 1979 году когда «Зоркий» в первый раз выиграл чемпионат страны, красногорским болельщикам, загодя купившим билет на решающий матч со столичным «Динамо», было разрешено не выходить в день игры на работу! «Билеты было достать непросто. Приходилось стоять в длиннющих очередях. Причем на рядовые игры народ в основном прибегал где-то за полчаса до начала матча и толпы у касс "паслись" гигантские, - рассказывает Александр. - Сейчас такого ажиотажа нет и в помине. Интерес к хоккею с мячом у нас, увы, совсем не тот, что раньше». «Да и даже если не касаться игры, на хоккей ходить было просто приятнее, интереснее. В перерывах различные конкурсы устраивали. Телевизор вот можно было выиграть. Не припомню, чтобы при российской власти у нас организовывалось что-то подобное», - поведал собеседник корреспондента «Газеты.Ru». Наверное, особым успехом пользовались фотоаппараты... В тысяче человек от «Спартака»
В 2002 году красногорский стадион обрел вторую молодость. На арене был уложен искусственный лед, способный выдержать температуру до +15 °C, над трибунами возведены козырьки, реконструированы раздевалки, пресс-центр, установлено новое современное табло (как говорит Александр Николаевич - «не хуже, чем в "Крылатском"), а у входа на территорию стадион на пригорке воздвигнут памятник великому советскому хоккеисту, пятикратному чемпиону мира по бенди Евгению Папугину. А вот деревянные лавки как были, так и остались. Никаких пластиковых сидений. Все по старинке, как в старом добром чемпионском 1979-м. Посещаемость вот только уже не та. Однако, по современным российским бендийным меркам, весьма неплохая. Не выдающаяся, как, например, в Красноярске, где и при минус 40 порой собиралось по три тысячи болельщиков, но неплохая. Так, последний поединок "Енисея", против казанского "Динамо", согласно официальному протоколу посетило 4522 человека, а ноябрьскую встречу с "Динамо" московским и вовсе 6720. На суперпопулярный "Спартак" Валерия Карпина любители игровых видов спорта ходят не с намного большей охотой (7500 зрителей на апрельской встрече с "Тереком"). Во всяком случае, если это не дерби и не прощальный матч Андрея Тихонова. К слову, есть в Красногорске и футбольная команда. Называется она, естественно, "Зоркий". Сейчас клуб выступает в КФК, а вот раньше, а именно в 1984 году, всерьез претендовал на первую лигу, но в стыковых играх не смог обыграть армянский "Котайк". "Чемпион" и "Баня"
Брюссельский стадион "Констант Ванден Сток", словно осаждаемую крепость, с двух сторон обступили фанатские бары, где перед матчами любят проглотить кружечку-другую пива болельщики местного "Андерлехта". "Зоркий" от Европы не отстает. До, после и даже в перерыве (удивительная красногорская традиция) матчей мужчины в желто-синих шарфах бегут в близлежащий спорт-бар с громким названием "Комсомолец" (и опять ностальгия по советским временам). Болельщики, правда, по-старинке продолжают называть его "Чемпион". Пива бельгийского там, конечно, найти проблематично, зато чего покрепче - всегда пожалуйста. Хоккей с мячом игра, в прямом смысле этого слова, холодная. Полтора часа на морозе - это не шутки, и крепкие напитки могут быть очень даже к месту. Тем не менее, пьяные на матчах попадаются крайне редко (в отличие, кстати, от домашних игр "Андерлехта"), а на трибунах болельщики водку не распивают. Неподалеку от стадиона есть и еще одно культовое место сбора поклонников "Зоркого" - заведение, которое в народе кличут "Баня". Почему? Все просто: в его подвале находится баня. "Баня" - место не такое известное, как "Чемпион", зато более авторитетное. Знают о нем не многие, и отдыхают там, как правило, самые продвинутые поклонники "Зоркого", на счету которых не один выезд. Владелец "Бани" под стать своим посетителям - ревностный поклонник хоккея с мячом. Автор: Илья Андреев
| |