|
Все чаще стеклодувах и огранщикам заказывают копии сервизов, из которых выпивали графы, князья и даже императоры.
В Пензенской области на стекольном заводе работа кипит при температуре в 1200 градусов. Там создают копии хрустальных старинных сервизов, которые хранятся в лучших музеях мира. Дизайн восстанавливают по фотографиям, а выдувают изделия по многовековым технологиям. Машинам хрупкое производство доверить невозможно. Корреспондент НТВ Сергей Савин познакомился с потомственными мастерами. Эта технология не меняется тысячелетиями. Стеклодув, печь, трубка, на конце которой - ярко-оранжевый сгусток температурой 1200 градусов. Момент истины - сейчас заготовку выдувают в форму. Несколько мгновений и вот он - штоф XVIII века. Остудить, снова нагреть, теперь припой - для красоты. Здесь будут вензеля и двухглавые орлы. А вот мастер берется уже за бокал из княжеской коллекции. Сначала выдувают так называемое пойло. Потом приделывают, точнее, прилепливают «ножку». Как и 200 лет назад, выдувают хрусталь в деревянные формы. Они сделаны из березы, и предварительно их замачивают. Максимум - 50 изделий. Потом выбрасывают и берут новую. Поэтому их сразу делают с запасом. Чтобы из стеклянной болванки получить хрусталь голубых кровей, его необходимо обработать. Мастера смеются, на первых «царских» заказах дрожали руки. Здесь даже простой графин для воды потянет на половину зарплаты. Игорь Свинкин, огранщик: «Первоначально, конечно, были какие-то опаски. Говорили, что вещь очень дорогая. Желательно не дышать на нее. И так и сяк». Игорь - потомственный огранщик. На никольских стекольных заводах предки работали еще 150 лет назад. Сейчас он даже раритеные экземпляры называет просто «вещь». Но признается: служебным положением не воспользовался ни разу - из рюмки графа Меньшикова или императорского бокала не выпивал. Игорь Свинкин: «Я как-то к этому спокойно отношусь. Предложили бы, не оказался». За исключением электродвигателей, здесь все по старинке - руками. Огранка, шлифовка. Капля воды хрусталь точит, и он превращается в шедевр из Эрмитажа. Копия, зато какая! Затем роспись золотом, платиной и отделка серебром. Художники уверяют: больше 13 бокалов для шампанского за день не распишешь. Глаза не выдерживают нагрузки. Посуду для императорского двора делали лучшие мастера не только России, но и Европы. Штангенциркуль, линейка, фотоаппарат. Дизайнеры штурмуют музеи, штудируют каталоги и описания. Простота исполнения - иллюзия. Каждый предмет - настоящая головоломка, разгадать которую потомкам удается далеко не всегда. Артель из 45 мастеров тратит на один набор больше месяца времени и не одну тонну жидкого стекла. Графские замашки - это не только цена, хотя, например, сервиз фаворита Орлова стоит около 40 тысяч долларов, но и известные бытовые сложности - весит набор 90 килограммов и насчитывает около 200 предметов. Вот и попробуй - достать, расставить, а потом еще и помыть.
| |