|
В этом учебном году в России начался постепенный переход на новые образовательные стандарты. Они коренным образом меняют требования к организации и результатам учебного процесса. А педагоги слабо представляют себе, что и как надо делать, чтобы эти требования были выполнены.
Об этом заявила сегодня в прямом эфире «Радио России» директор Института возрастной физиологии, академик Российской академии образования, доктор биологических наук Марьяна Безруких. По её словам, сейчас школы, родителей и детей ждут большие проблемы. Прежде всего потому, что новый стандарт предполагает не только освоение знаний и определенных навыков в предметных областях, но и получение комплекса так называемых надпредметных, или метапредметных умений.
«Например, ученик 4-го класса должен быть способен к децентрации - должен уметь разрешать моральные дилеммы, - цитирует стандарты Безруких. - А ведь не каждый взрослый может похвастаться таким умением. Боюсь, что школы начнут экспериментировать - разрабатывать эти программы так, как они это себе представляют. Между тем ребенку легко заморочить голову и даже создать у него в голове шизофрению из-за противоречивых представлений и требований».
При этом просто отмахнуться от стандартов школам не удастся, - считает эксперт. Утешает только, что их введение пока экспериментальное и не во всех школах, а только в тех, которые «готовы». Однако свою готовность школы определяют сами. И в любом случае подобные стандарты перед массовым внедрением должны были быть апробированы в сопровождении специалистов, уверена академик. А на это надо было потратить не меньше четырех лет: начать с первоклашек и следить за результатами в первом, втором, третьем и четвертом классах.
Кроме того, сначала нужно было подготовить к новациям самих педагогов, создать новые комплекты программ и учебников, а также методических пособий для учителей. Но ни этого, ни апробации в начальной школе сделано не было, а уже разработаны (правда, еще не приняты) стандарты для основной школы. Они обсуждались на заседании Общественной палаты и вызвали там очень много нареканий, отмечает Безруких.
А вообще, напомнила она, все прежние школьные реформы в нашей стране, не будучи официально отмененными, умирали сами, потому что были формальными, организационными, и ни в одной из них не были учтены интересы и потребности ребенка. «Мои коллеги и в данном случае надеются на разумный консерватизм школы», - подытожила беседу Безруких.
Кроме того, специалист предостерегла родителей малышей от чрезмерного усердия дать ребенку все, сразу и как можно раньше: еще до школы обучить чадо писать, считать и говорить на иностранном языке. Очень часто это не соответствует возможностям ребенка и рождает у него ощущение неудачи. А если малыш не получает удовольствия от того, что делает, постоянно испытывает неудачу, то у него возникает и формируется очень низкая самооценка и даже нарушения психического здоровья. А когда дети понимают, что в школе от них потребуется непосильный труд, они не хотят идти в школу. С каждым годом первоклашек, с нетерпением ждущих 1 сентября, становится все меньше. «То есть мы сначала сами убиваем школьную мотивацию, а потом боремся за нее», - подчеркивает академик.
| |