|
Украинскую трубу в Европу могут сдать в аренду. Решение зависит от Верховной рады. Корреспондент «Вестей ФМ» Владимир Синельников - о выборе между консорциумом и самой большой в истории сдачей утиля.
Синельников: Возможность аренды украинской ГТС российским «Газпромом» - это ключевой вопрос на переговорах, которые после новогодних каникул должны на днях возобновится. По сути, этот законопроект правительство внесло как раз для того, чтобы получить аргументы на переговорах с Россией. Одобрение Верховной радой этой инициативы кабинета министров или отклонение законопроекта решат судьбу переговоров. И хотя в Верховной раде «Партия регионов» вместе с союзниками имеет сейчас подавляющее большинство, тем не менее, успех законопроекта отнюдь не гарантирован. Оппозиция в Верховной раде сейчас действует все более жестко - тем более в контексте уже близких выборов, от которых противники «Партии регионов» ожидают успеха.
Даже если Верховная рада санкционирует сдачу в аренду украинской ГТС, оппозиция грозится денонсировать эти соглашения после выборов - об этом прямо заявил экс-спикер Арсений Яцинюк: «Если Украина подпишет с Россией газотранспортный консорциум, то он просуществует ровно до того, как будет сформирована новая Верховная рада. Мы расторгнем двустороннее соглашение с нашими российскими партнерами о газотранспортном консорциуме, и тут дискуссии не будет никакой», - на днях безапелляционно заявил экс-спикер в эфире одного из столичных телеканалов.
Яценюк - в отсутствие Юлии Тимошенко - в Верховной раде является, безусловно, лидером оппозиции. И его слова - это не пустая угроза, скорее, предупреждение. Жесткое заявление Яценюка ставит под очень большое сомнение перспективы дальнейших переговоров с «Газпромом».
Дело в том, что украинская ГТС давно нуждается в модернизации. По разным оценкам стоимость такой модернизации варьируется от 5 до 8 млрд. долларов. И вкладывать такие огромные деньги инвесторы не будут - без четких гарантий стабильности и перспективности этого проекта.
Между тем создание международного консорциума по управления ГТС Украины - сейчас это единственное средство спасти эту ГТС в буквальном смысле слова. Местная сеть магистральных газопроводов была построена полвека назад - еще Советским Союзом. И сейчас эта ГТС просто устарела и изношена. Без модернизации она просто развалится и превратится в самую Большую в истории кучу металлолома. Кроме того, украинская труба в Европу становится просто никому не нужной. «Северный поток», который уже вступил в действие, и «Южный поток», строительство которого начнется в этом году, обеспечат поставки газа в обход Украины. Посему переговоры о создании международного консорциума по управлению украинской ГТС - это скорее уступка официальному Киеву, который может заинтересовать инвесторов только в одном случае - предложив более выгодные условия. То есть, этот проект должен быть дешевле, и существенно дешевле «Южного потока».
Итак, выбор, который сейчас стоит перед официальным Киевом - или международный консорциум, или самая грандиозная в мировой истории сдача утильсырья.
| |