|
Транспортная прокуратура и Следственный комитет проверяют обстоятельства экстренной посадки самолёта Ту-154М в республике Коми. Место происшествия изучают криминалисты и комиссия Росавиации. Не исключено, что по итогам расследования два пилота, управлявшие воздушным судном, будут представлены к наградам - за героизм, мужество и самообладание.
Накануне на борту рейса, летевшего из Якутии в Москву, отказала система электроснабжения. Лётчики практически вслепую посадили самолет на заброшенном аэродроме посреди тайги и спасли 80 жизней. Специалисты утверждают, такое в истории авиации ещё не удавалось никому.
В этот вечер в Домодедово никого не ждали так, как этих пассажиров.
- Ну, не плачь, не плачь. Всё нормально.
После аварийной посадки на заброшенном аэродроме Ижма - название, похоже, впервые в истории внесли в табло московского аэропорта - только двое предпочли добираться до столицы поездом, 70 пассажиров решились до Москвы лететь. Возможно потому, что паники, после того как случилось ЧП, на борту не было. Многие даже не поняли, что произошло.
«Просто мы летели. Нормально взлетели. Потом часа через три началась турбулентность небольшая. А потом нас попросили приготовиться к экстренной посадке. И всё!» - рассказывает в аэропорту Домодедово об экстренной посадке в Ижме пассажирка аварийного самолёта Татьяна Плавдис.
«Экипажу - большое спасибо. Волнение от них не передавалось. Им - большое спасибо. В Ижме мы приземлились, в Коми. Приняли хорошо, в России к своим гражданам нормально относятся. Не успели мы испугаться, когда вышли из самолёта, тогда было уже страшно. Там лес перепаханный был. А так - нормально», - рассказывает пассажир рейса «Полярный - Москва» Алексей Гришин.
Ту-154 летает уже более 40 лет, но за всю историю эксплуатации этого типа судна такого ещё не было. На высоте 10 километров у самолета авиакомпании «Алроса» отказали системы электроснабжения и навигации, сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Пилоты провели экстренное снижение, пробили облака и визуально стали искать подходящую площадку.
Николай Виноградов летал на 154-м «Туполеве» десятки лет, а накануне пообщался с экипажем того аварийного рейса.
«Машина осталась на руках. Там бешеные нагрузки. Все стрелки падают вниз до нуля, самолёт начинает дёргать из стороны в сторону. Так как все приборы отказали, лётчики поставили стакан воды и по нему определяли, с каким углом идут, какой тангаж», - поясняет кавалер Ордена мужества пилот первого класса Николай Виноградов.
В РЛЭ - руководстве по лётной эксплуатации - Ту-154 для лётчиков есть описание случая, когда отказывают все 3 генератора. И экипаж явно действовал по инструкции, но вот то, что под запасной аэродром может сгодиться заброшенная полоса, которая почти в два раза короче той, что необходима для самолета данного класса, этого в инструкции, конечно, нет. Посадка на грунт возможна, по инструкции, только на брюхо, а самолёт компании «Алроса» на 160 метров вылетел за пределы ВПП и остался на шасси. На грунт самолёт сажали вообще лишь единожды - в 1979 году на полосу Криворожского авиатехколледжа.
«Проведён осмотр места происшествия, опрос пассажиров, членов экипажа, очевидцев. Сегодня был проведён дополнительный осмотр с Росавиацией. По результатам следователями будет принято процессуальное решение», - сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин.
Очевидцы рассказывают, что сначала не поверили своим глазам. На аэродром в посёлке Ижма уже 20 лет ничего крупнее вертолётов не садится.
«У меня мама увидела, говорит: это вынужденная посадка. 3 раза перекрестилась, говорит: Боже, сохрани этих людей, которые в этом самолёте. Боже, сделай всё, чтоб он только сел», - говорит жительница села Ижма Валентина Шаброва.
Иначе как чудом местные жители произошедшее не называют.
«Мы уже привыкли. У нас в прошлом году, в субботу, метеорит упал. Мы, правда, так его и не нашли. В этом году - вот, самолёт. А в будущем, думаю, космонавты прилетят - у нас тут Плесецк рядом, летают над нами все эти летающие аппараты», - предполагает жительница села Алёна Третьякова.
«Или инопланетянины прилетят как туристы», - мечтательно добавляет её дочка.
Расследовать причины чрезвычайного происшествия будет специальная федеральная комиссия. Специалисты Ространснадзора проведут внеплановую проверку всего авиапарка «Алросы». Впрочем, чиновники считают инцидент разовым, и осмотра всех российских «тушек» не будет.
Лётное происшествие, похоже, действительно уникальное. Что в очередной раз подтверждает - лётчики сделали невозможное.
«Совершить такую посадку в таких условиях! Я преклоняюсь перед тем, что они сделали. Это невозможно. Таких случаев просто не было. Это - чудо. Я солидарен с теми пассажирами, которые были на борту, и требуют экипаж наградить», - отмечает пилот первого класса Николай Виноградов.
В авиакомпании не склонны переоценивать действия лётчиков. Мол, работа у них такая.
«Это не чудо, это хорошая подготовка экипажа такая. У нас есть тренажеры, мы учим на все случаи жизни», - заверяет командир Мирнинского авиапредприятия авиакомпании «Алроса» Олег Варнавский.
Следователи ждут информации с бортовых самописцев. Пока рассматривают 3 версии.
«Первая: выход из строя агрегатов самолёта. Вторая, которая всегда выдвигается в данных случаях: ошибка пилотирования. И третья, это - неблагоприятные погодные условия. Эти три версии всегда выдвигаются при подобных инцидентах. Все они будут проверяться тщательным образом», - рассказывает о ходе расследования авиапроисшествия заместитель руководителя отдела на транспорте Республики Коми Северо-Западного Следственного управления на транспорте СКП России Юрий Тимофеев.
В Росавиции не сомневаются, что истинные причины удастся определить. Ведь у самолёта - минимальные повреждения, а в чёрных ящиках записана информация о каждой секунде полёта. Первые результаты расследования будут известны через 10 дней.
| |