|
Компания «Винэксим», известная на рынке благодаря запуску «Путинки» - одного из самых популярных водочных брендов «с политическим подтекстом», подала заявление в суд о собственном банкротстве
Заявление о признании банкротом ООО «Винэксим» зарегистрировано накануне, 10 января, в Арбитражном суде Московской области. В документах суда говорится, что сумма долга ООО «Винэксим» - 4 297 337 000 рублей. Пока назначен судья - дело ведет Ольга Ремизова. Дата ближайшего рассмотрения дела еще не определена.
Компания «Винэксим» специализируется на дистрибуции алкогольной продукции. Она была создана в 2000 году, а в 2003 году выпустила на рынок водку «Путинка», ставшую одним из самых популярных в России алкогольных брендов. Собственником этой марки является ООО «Продимпекс», 70% которого принадлежит ООО «Премиум». Последнее ООО, в свою очередь, контролировалось, по данным участников рынка, структурами, связанными с Аркадием Ротенбергом, сообщали ранее «Коммерсантъ» и РБК daily. Бенефициарами «Винэксима» являются Олег Плахута и Вадим Смирнов.
Основной кредитор «Винэксима» - Россельхозбанк, который с сентября 2011 года пытается взыскать через суды 3,3 млрд рублей с этой компании, а также ООО «Черемушкинский рынок». Кредит был выдан под проект строительства многофункционального комплекса на месте Черемушкинского рынка - торгово-офисного здания с гостиницей, фитнес-центром и стоянкой. Строительство планировалось завершить еще два года назад. Однако в декабре 2009 года столичные власти отменили реконструкцию Черемушкинского рынка, поскольку инвесторы не оплатили права на заключение договора аренды участков. Всего Россельхозбанк подал к двум компаниям семь исков. Суды продолжаются.
Связаться с представителями «Винэксима» BFM.ru не удалось. На официальный письменный запрос в компании не ответили. В Россельхозбанке отказались разглашать детали исков до момента завершения судебных разбирательств.
Компанию не спас бы и премьер
«Компания была обречена в тот момент, когда она взяла кредит на три с лишним миллиарда рублей. Сумма общего долга в 4,3 млрд рублей была невозвратной в принципе. Я думаю, что в любом случае компании как-то пришлось бы решать этот вопрос - банкротством или при помощи частных средств акционеров. И я вообще не знаю такую алкогольную компанию в России, которая могла бы получить кредит в 100 млн долларов на создание какой-то торговой площадки», - рассказал BFM.ru директор аналитического агентства ЦИФФРА Вадим Дробиз.
Проблемы компании усугубило то, что в 2011 году она лишилась своего главного водочного бренда - «Путинки». Это «типовая водка, ниже среднего ценового сегмента», характеризуют ее эксперты. Но марка приобрела популярность, в том числе за счет очевидного политического подтекста в названии, и была локомотивом «Винэксима».
На продажи «Путинки» приходилось 80% в обороте компании. В 2011 году на российском рынке было реализовано от 2,5 до 3 млн далл водки «Путинка», оценивает Дробиз, что позволило этому бренду занять, по предварительным оценкам, четвертое место в списке самых продаваемых водочных марок в стране. (На первом месте в России - водка «Зеленая марка», ее было продано более 10 млн далл в 2011 году, уточняет Дробиз.)
Однако прибыль от продажи «Путинки» «Винэксим» получал только в первом квартале 2011 году. В апреле прошлого года права на дистрибуцию были переданы Восточно-Европейской дистрибьюторской компании (ВЕДК). (В портфеле водочных брендов ВЕДК также значится водка «Столичная», «Русская», «Кристалл» и др. Всего 18 марок).
Автором названия «Путинка» является Станислав Кауфман, он работал вице-президентом по маркетингу «Винэксима», но в прошлом году покинул компанию. Связаться с ним сегодня не удалось.
В марте «Винэксим» начал продажи новой водки «Володя и медведи», кроме того, в портфеле компании были и другие водочные марки - Rublevka, «Ленин в разливе», «Гражданская оборона» и ряд других. Но снискать популярность у россиян этим маркам не удалось. В 2011 году было продано не более «нескольких сотен далл» водки перечисленных марок, считает Дробиз.
Предполагалось, что именно «Володя и медведи» (в названии также прослеживается политический подтекст) может занять место «Путинки». Дробиз считает, что «раскрутить» этот бренд в компании просто не успели. В сентябре 2011 года права на дистрибуцию всех своих алкогольных марок «Винэксим» передал компании UMB Management, чтобы спасти часть бизнеса. Главный редактор специализированного портала «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов говорит, что у алкогольных брендов компании, оставшихся после «Путинки», не было шансов на приобретение большой популярности.
«Политическая жизнь и жизнь водочного бренда и раньше коррелировали достаточно опосредованно. В случае с "Путинкой" получилось так, что Путин пришел в первый раз к власти и сделал очень много того, что надо было делать, чтобы исправлять какие-то абсолютно вопиющие ошибки, которые были допущены первым президентом России Ельциным. Тогда была некая надежда, любые действия Путина воспринимались обществом положительно», - поясняет он.
Сейчас под влиянием экономического кризиса, в том числе, популярность Путина как политика снижается. А в России наступил момент, когда популярность бренда не связана с именем политика, указывает Смирнов. «У нас сейчас на политическом полигоне нет таких потенциальных лидеров. Отцы нации закончились. И это сказывается на алкогольном рынке. Сейчас бренды привязывать к политическим партиям, личностям, политикам бессмысленно. Люди уже смотрят больше на качество, нежели на название», - считает эксперт.
| |