|
Мосгорсуд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении десяти националистически настроенных студентов и школьников, устроивших в столице и Подмосковье серию поджогов. В обвинении значатся девять терактов.
Мосгорсуд сегодня, 11 января, приступил к рассмотрению уголовного дела членов так называемой «Автономной боевой террористической организации» (АБТО).
По версии следствия, десять националистически настроенных студентов и школьников выбрали довольно жесткие методы борьбы с приезжими, которых, по их мнению, слишком много в столице и Подмосковье.
Бутылки с зажигательной смесью летели в торговые палатки и здания ОВД. Пострадал даже один из районных отделов ФСБ. В итоге, молодым людям вменили «терроризм». Подсудимые признали содеянное, но заявили, что не согласны с квалификацией их действий.
Поскольку дела о терроризме с прошлого года выведены из подсудности суда присяжных (соответствующее решение принял Конституционный суд), процесс проходит с участием тройки профессиональных судей. Процесс начался с выговора нескольким адвокатам, из-за которых заседание началось с опозданием на два часа. Затем судьи дали слово прокурору, который изложил фабулу предъявленного подсудимым обвинения.
По словам гособвинителя Дмитрия Сухорукова, создателем и лидером «боевой организации» в марте 2009 года стал 17-летний студент первого курса РХТУ имени Менделеева Иван Асташин, который в Интернете именовал себя Пауком. Вдохновленный идеей превосходства славянской расы над другими народностями, он собрал вокруг себя единомышленников.
В созданную им организованную преступную группу вошли Максим Иванов, Богдан Голонков, Андрей Махрай, Ксения Поважная, Григорий Лебедев, Александр Бокарев, Кирилл Красавчиков, Ярослав Рудный и Игорь Зайцев. Большинство из них на момент инкриминируемых преступлений являлись студентами различных столичных вузов и ПТУ, а Григорий Лебедев и вовсе учился в школе. Как отметил прокурор, все подсудимые разделяли радикальные и националистические взгляды своего лидера.
Общаясь в Сети, участники ОПГ использовали прозвища и жаргонные слова, по которым их трудно было идентифицировать. Целью своей деятельности, по мнению следствия, они ставили «изменение внутренней национальной политики», которая могла бы привести к ужесточению миграционного законодательства. Они также пропагандировали экстремизм и террористическую деятельность, сказал прокурор.
Следствием установлено, что за время своего существования - с декабря 2009-го по февраль 2010 года - члены экстремистской организации совершили 9 эпизодов терактов в Москве и Подмосковье, а также готовили теракт, который удалось предотвратить. К счастью человеческих жертв не было. Участники ОПГ снимали свои «подвиги» на видео и размещали записи в Интернете. Взрывчатые вещества и взрывные устройства производил Иван Асташин, который неплохо разбирался в химии.
Поздравление ко дню чекиста
Свою первую вылазку члены АБТО предприняли накануне профессионального праздника чекистов. В ночь на 20 декабря 2009 года Асташин, Махрай, Иванов, Лебедев и Поважная с помощью бутылок с изготовленной ими зажигательной смесью («коктейль Молотова») подожгли здание отдела ФСБ по Юго-Западному округу Москвы. Асташин снимал происходящее на видео, а затем ролик с подписью «С днем чекиста, ублюдки!» появился в Интернете. Вспыхнувший пожар довольно быстро ликвидировали дежурившие в здании сотрудники, поэтому ущерб оказался незначительным, его оценили в сумму чуть более 11 тысяч рублей.
Однако были случаи, когда урон был куда более внушительным. Так, в результате поджога торгового павильона на Каширском шоссе, который, как посчитали обвиняемые, принадлежал выходцем с Кавказа, владельцам коммерческой фирмы «Рус.М» был причинен ущерб на сумму 12 млн рублей.
Помимо этого, за три месяца своей деятельности участники АБТО подожгли две торговые палатки в Москве и подмосковном городе Лосино-Петровск, забросали бутылками с зажигательной смесью здания двух ОВД, кафе, где собирались приезжие, а также строительные вагончики, где жили наемные рабочие. Кроме того, они заложили самодельное взрывное устройство под автомобиль Lexus, владельцем которого был армянин.
Интересно, что в уже марте 2010 года Ивана Асташина задержали. Но поскольку на тот момент он являлся несовершеннолетним, суд отказался выдать санкцию на его арест, и следователи были вынуждены отпустить подследственного под подписку о невыезде. В итоге, лидер АБТО скрылся вместе со своей подругой Ксенией Поважной. Как утверждают сыщики, пара поселилась дома у Игоря Зайцева и стала готовить следующее преступление, а именно, подрыв филиала ОАО «Мосэнерго» - ТЭЦ, расположенной на Шоссе Энтузиастов. Два килограмма взрывчатого вещества, помещенного в банку, Асташин отдал на хранение знакомому, у которого его позже изъяли оперативники. Однако в конце декабря 2010 года «террористов-самоучек» все-таки задержали. К этому времени основная часть членов АБТО уже находилась под стражей. Игоря Зайцева и Ярослава Рудного следователи сочли возможным отпустить под подписку о невыезде.
Всем участникам «боевой группы» вменили в вину целый ряд статей УК: терроризм; приготовление к теракту; незаконное хранение, изготовление и ношение взрывчатых веществ и взрывных устройств; возбуждение ненависти или вражды; умышленное повреждение чужого имущества, а также призывы к экстремисткой деятельности (статьи 205, 30 и 205, 222, 223, 167 и 280 УК).
«Обычные ботаники, начитавшиеся про Че Гевару»
После того, как прокурор завершил выступление, свое отношение к обвинению высказали подсудимые. Большинство из них признали вину частично. Они не отрицали, что совершили те или иные деяния, однако были категорически против того, что их выставили террористами.
Так, Иван Асташин заявил, что признает свою вину только в поджоге отдела ФСБ и автомобиля Lexus. «Участие в террористической деятельности я полностью отрицаю», - сказал подсудимый. Он также признал, что занимался изготовлением взрывчатых веществ, но уточнил, что у него «есть вопросы к экспертам».
Богдан Голонков уверял, что действовал из хулиганских побуждений. Ему вторили остальные. «Я не могу признать вину в данной формулировке», - сказал Ярослав Рудный. А Максим Иванов заверил, что ни в какой террористической организации не состоял.
Аналогичную точку зрения высказали после заседания и адвокаты. «По сути, все подсудимые - обычные ботаники. Твердых националистических убеждений у них не было, - прокомментировал BFM.ru защищающий Богдана Голонкова Владислав Сорокин. - Думаю, ими двигал подростковый максимализм и желание эпатажа. Начитались про Че Гевару, вот и захотелось славы». Примерно такое же мнение высказал и адвокат Ивана Асташина Олег Старков. Он не согласен с тем, что его подзащитного считают лидером террористической организации, и высказал большие сомнения относительно существования АБТО.
«Асташин никому никаких указаний не давал и многое ему попросту приписали. Это в традициях спецслужб, которые расследовали дело и решили оправдать тяжкими статьями длительное нахождение подозреваемых под стражей», - считает защитник.
Адвокаты сообщили, что будут настаивать на переквалификации действий их подзащитных со статьи «терроризм» (205 УК), по которой им грозит до 20 лет колонии, на менее тяжкую статью «хулиганство» (213 УК, предусматривает от штрафа до 5 лет лишения свободы).
Процесс продолжится 12 января допросом свидетелей.
| |