|
В России может появиться судебная присяга для должников. Для таких граждан судебные приставы предлагают ввести обязательную судебную присягу. При этом, если у виновных обнаружится имущество, о котором они умолчали, их может ждать лишение свободы. Будет ли действенной эта мера в России и испугает ли наших должников, специально для радио «Вести ФМ» выясняла Вероника Борисенкова.
Должники под присягой должны перечислить все свое имущество и дать клятву, что больше у них ничего нет, считают в Федеральной службе судебных приставов. В случае обнаружения скрытого имущества, должник попадет под уголовную ответственность. Как подтверждает глава Управления организации работы по реализации имущества должников Федеральной службы служебных приставов Геннадий Иванов, их ведомство всерьез рассматривает возможность введения подобного механизма в России, тем более, что такой опыт успешно применятся в странах Европы.
«ФССП ездила в европейские страны (в Швецию, Финляндию, Германию, Францию) и смотрела, как там работают приставы, которые занимаются розыском и возвратом имущества должников. Мы взяли за основу опыт Финляндии и Германии. В Финляндии должник обязан предоставить правдивую информацию о себе, своем имуществе, своей работе и так далее», - рассказывает Иванов.
Независимые эксперты в свою очередь указывают на то, что ключевую роль в реализации таких механизмов в Европе носит правовой обычай и традиция добросовестности исполнения своих обязательств, когда не платить и уклоняться от долгов не просто стыдно, а это влечет серьезное общественное порицание и потерю репутации, что для многих европейцев страшнее тюрьмы. Испугают ли такие меры наших соотечественников, пока не ясно.
«Ведь человека будет ждать не только экономическое наказание, но и уголовное. Не всем ведь, наверное, захочется сесть на 15 суток или мести улицы», - предполагает Иванов.
Представители юридического сообщества тем не менее отмечают, что предложение, конечно, неплохое, но с учетом российских реалий может работать совсем не так, как в Европе. К тому же приставы тем самым переложат часть своей работы на самих должников, считает адвокат Максим Полев.
«Идея неплохая и разумная, но в России все иначе. Заработает ли она так же, как в Европе, - вопрос. К тому же есть опасения, что приставы просто переложат часть своих функций на должника. Вместо того, чтобы самим выяснять, что там есть в действительности у должника, они предлагают людям самим приходить и во всем признаваться. А что тогда будут делать приставы?!», - спрашивает Полев.
К тому же ряд экспертов считает, что непродуманный, пока еще сырой механизм принудительной присяги и наказания за недостоверность сведений может привести к массовому нарушению прав человека. Однако один из инициаторов идеи, Геннадий Иванов, с этим не согласен.
«Германия и Финляндия - страны, где еще больше уделяют внимания правам человека, и ничего: там все работает. К тому же мы говорим о недобросовестных гражданах, они сами виноваты перед государством», - объясняет Иванов.
В любом случае инициативу Службы судебных приставов можно пока рассматривать только как предложение. Как отмечают в этом ведомстве, они всего лишь изучают зарубежный опыт, который можно применить у нас в стране. Обретет ли эта идея реальные законодательные формы, пока не известно.
| |