|
Шотландия хочет независимости, Лондон категорически против. В ответ на решение шотландцев провести в 2014 году референдум о выходе из состава страны, премьер Британии Дэвид Кэмерон заявил, что любые шаги по отделению северной части королевства незаконны. Из Лондона - корреспондент радио «Вести ФМ» Елена Балаева.
Незадолго до Нового года шотландский премьер-националист Алекс Салмонд всего лишь грозил возможностью провести референдум лет через 5. Однако процесс буквально на глазах набрал обороты. И уже объявлена дата выборов - 2014 год.
Страна лилового вереска и золотого виски окончательно потеряла свою независимость в начале 18-го века, подписав договор с Англией. С тех пор все время хочет отделиться. Причем, в конце 20-го века эти настроения стали сильнее. Шотландия открыла свой местный парламент, начала вести все более независимую от Лондона социальную политику, а в прошлом году большинство мест на выборах получили шотландские националисты.
Назначив дату референдума, Алекс Сэлмонд сразу объявил - он готов вести переговоры с премьер-министром Великобритании по этому вопросу. Дэвид Кэмерон предложение принял, но напомнил - решение о проведении референдума в любой части Соединенного Королевства по закону могут принять только в Вестминстере.
«Я всей душой верю в будущее единой Великобритании. Я верю в то, что мы сильнее, когда мы едины, а не разделены на части. Мы, конечно, должны уважать выбор шотландцев, которые на последних выборах проголосовали за своих националистов, но надо четко понять, насколько легально с точки зрения законов проведение референдума о независимости. Давайте устроим дебаты, но сохраним целостность нашей страны», - заявил премьер Кэмерон на слушаниях в палате общин британского парламента.
Если Шотландия и впрямь проведет референдум и решится отделиться от Соединенного Королевства, это повлечет за собой серьезные вопросы. В том числе, о распределении долга Великобритании, о месте нового государства в Евросоюзе, и даже о будущем британских атомных подлодок, базирующихся на западном побережье Шотландии.
Но самое главное, встанет вопрос о нефти. Британскими нефтяными платформами утыкано все море у восточного побережья Шотландии.
Но по этому поводу у шотландских националистов никаких сомнений нет. Нефть из Северного моря они намерены оставить себе, чтобы молодая независимая страна могла жить спокойно. На слушаниях в британском парламенте лидер оппозиции Эд Миллибанд заявил: решение Шотландии о получении независимости серьезно ударит по экономике Великобритании.
«Решение, которые мы принимаем сейчас, будет судьбоносным. И если мы примем его неверно, с этим придется жить нашим детям и внукам», - заявил Эд Миллибанд.
Однако политики в Вестминстере, похоже, все же склонны считать, что до настоящего отделения дело не дойдет. Как объяснил премьер-министр, шотландским националистам нравится просто разглагольствовать о независимости, а настоящего разговора, по сути, они избегают. С этим согласны и местные шотландские партии, которые называют партию националистов чистой воды популистами.
Оппозиция даже требовала от правительства не ждать годами, а провести референдум уже сейчас. Почему, объясняется просто - хоть многие жители Шотландии хотели бы видеть себя независимыми от Лондона, время для этого выбрано не лучшее.
Безработица в этом регионе сейчас высока, и на заработки шотландцы ездят в британскую столицу. И если бы референдум состоялся бы сейчас, большинство населения проголосовало бы против обретения независимости, а это стало бы настоящим поражением для правящей партии националистов.
Но пока даже такие прогнозы преждевременны. Как пишет британская пресса, если английские и шотландские политики не смогут договориться, то решать судьбу референдума будет Верховный суд Великобритании.
| |