С нового года в соответствии с законом страховщики прекратили продажу полисов ОСАГО автолюбителям, у которых до конца действия талона техосмотра осталось меньше 6 месяцев. Как будет проходить техосмотр в новом году? На этот вопрос в утреннем эфире «Вестей ФМ» ответил Лысаков Вячеслав, депутат Госдумы, Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора».
Шорох: Вячеслав Иванович, скажите, можно ли признать, что вообще процедура техосмотра - это некая формальность? Потому что можно по факту определить, ну если уж совсем негодная машина, а так, в общем-то, ну горят лампочки и горят, не горят - и не горят. Это, в общем, не столь существенно, двигатель-то они не перебирают.
Лысаков: Я хочу сразу выделить отдельную группу транспортных средств, которые, конечно, нуждаются в техосмотре, в государственном контроле: транспорт, который перевозит пассажиров, грузы особо опасные, негабаритные, здесь для всех понятно, что в некий бесконтрольный, анархический рынок выбрасывать эти транспортные средства нельзя. Что касается обычных автомобилистов, автовладельцев так называемых, то, к сожалению, зачастую техосмотр, который существовал до сегодняшнего дня, носил, конечно, формальный характер. Хотя в некоторых регионах даже так называемый «гаишный» техосмотр был поставлен вполне четко, и люди не испытывали никаких затруднений, спокойно проходили, тратили на это минимум времени - 30-40 минут, максимум час. Но, тем не менее, все-таки это достаточно громоздкая сфера, зачастую люди стоят в очередях, самое главное, что никто не несет ответственности в том случае, если автомобиль попадет по техническим причинам в аварию. Это многими причинами объясняется. Нет методики оценки, как таковой институт оценки отсутствует, поэтому восстановить четко, указать, что авария произошла потому, что там сломалась шаровая опора, а шаровую опору неделю назад вы проверяли на станции техобслуживания либо на пункте инструментального контроля, пока доказать очень сложно. Такой методики, такого института оценки не существует. Это первое. И второе, во многих странах действительно отсутствует техосмотр. Наверное, вполне разумно введена повышенная ответственность водителя, вплоть до уголовной, если авария произошла из-за технического состояния автомобиля. Он должен следить за автомобилем, и ездить в сервис ни как у нас в России принято, когда уже что-то отвалилось, а с профилактической целью. То есть приехал, тебе поменяли жидкость, посмотрели... И такой осмотр делается через каждые 10 тысяч километров пробега, практически через месяц-два. Но менталитет российский таков, что, к сожалению, обеспечить это нереально. Но вот если радикально рассматривать, как альтернативу, то необходимо увеличение ответственности водителя, и тогда отмена техосмотра теоретически возможна.
Быстров: Вячеслав Иванович, сто раз объясняли, но еще раз объясним для дураков, то есть для меня: сейчас как проводить техосмотр, как получать полис ОСАГО? Вот я сейчас хочу это сделать, что мне надо сделать, куда идти?
Лысаков: Смотрите, вчера было совещание у мэра Москвы. Он молодец, очень оперативно отреагировал на уже возникающие вопросы, проблемы. Собрал немного людей, там человек 10 нас было, те, кто отвечает за конкретные участки. И уже пошел конкретный разговор, конкретные поручения мэром розданы. Нам дали табличку «Организация проведения технического осмотра транспортных средств в городе Москве». Как было раньше: автовладелец, дальше страховая компания страховой полис выдает, дальше ГИБДД, проверка наличия страхового полиса, то есть идентификация регистрационных данных, потом ГИБДД выдает талон. Так было. Сейчас автовладелец обращается к оператору, который проводит техосмотр, тот проводит техосмотр, только после этого страховая выдает полис. И информация идет уже в объединенную информационную базу, она сейчас эмвэдэшная вообще, она и остается эмвэдэшная. Вы прошли техосмотр - выдается страховой полис.
Все автомобильные новости