|
Сокращение труппы. В театры возвращается система аттестации артистов. Профнепригодных будут увольнять. Почему возникла необходимость проверять профессионализм актеров, выясняла обозреватель Радио «Вести ФМ» Ольга Подолян.
Система аттестации актеров существовала в советское время, и сейчас назрела необходимость вернуть ее в театры. Эту инициативу называют ключевой в Концепции долгосрочного развития театрального дела. По данным министра культуры Александра Авдеева - 15-20% артистов театральной труппы в спектаклях не задействованы, но получают зарплату. И у театра нет возможности приглашать молодых артистов, рассказал министр:
«Это уважаемые люди, но нет кислорода в деятельности театра, и возможности притока новой молодежи. Молодежь, оканчивающая театральные вузы ищет работу и не может найти, а театрах полно рабочих мест, занятых людьми, уже потерявшими навыки профессии».
И именно аттестация должна решить эту проблему. Профнепригодные покинут театр, пояснил Александр Авдеев:
«Аттестация и будет тем основанием, на основе которого можно будет пригласить покинуть театр, и ликвидировать штатное расписание, и уйдут те, кто должен уйти, а уже новые будут набираться по контракту».
Молодые актеры будут работать в театре на контрактной основе, как например, это происходит в Европе. За контрактную систему в российских театрах активно выступал режиссер Юрий Любимов, что во время его руководства театром на Таганке очень пугало актеров. Впрочем, переход на контрактную систему процесс сложный длительный, - уверен директор департамента господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры России Алексей Шалашов:
«Это очень комплексный вопрос, который предусматривает не только механический переход на контрактную систему, но и обеспечение социальных гарантий, возрождения актерских бирж, обеспечения жильем вновь приезжающих актеров. Безусловно, этот процесс будет идти в этом направлении, но реализовать его в одночасье невозможно».
Еще один сложный вопрос связан со сменой театральных поколений. Молодым актерам трудно влиться в сформировавшуюся труппу, - рассказывает худрук Александринского театра Валерий Фокин:
«Если мы говорим о том, что надо сохранить репертуарный театр, то надо входить туда с учетом психологии, которая искаженная, трудная, моментами больная, и эволюционным путем обновлять труппу, и доказывать, что это обновление должно идти вот так».
Эксперты уверяют, что обновление трупп будет проходить долго и болезненно. Дефицита в молодых кадрах, конечно, нет. Но в театральных труппах числятся те, кого в силу ряда социальных причин уволить не могут. Кроме того, уменьшение количества ролей не всегда связано с квалификацией.
Возрастные актеры не задействованы в спектаклях, потому что ролей для них нет, но при этом в их мастерстве никто не сомневается. Сложно представить, что известных артистов, на которых когда-то держался репертуар - попросят написать заявление об уходе.
| |