Фильм-призер Каннского фестиваля, турецкая драма «Однажды в Анатолии», выходит в российский прокат. Сегодня в Москве, в кинотеатре «Фитиль», состоится ее премьера. Кинообозреватель Радио «Вести ФМ» Антон Долин рассказывает об этой необычной картине.
Когда тот или иной фестиваль из года в год, из фильма в фильм награждает режиссера из, скажем, Турции, есть основания заподозрить, что речь идет не только о статусной поддержке развивающейся кинематографии, но о большом самобытном таланте.
Похоже, случай 52-летнего Нури Билге Джейлана - именно такой. На его счету 6 полнометражных фильмов, без призов не оставался ни один, при этом «Отчуждение» было награждено в Каннах в 2003-м за актерские работы, плюс Гран-при - второе место - дали самой картине. «Три обезьяны» в 2008-м получили приз за режиссуру, и новейший «Однажды в Анатолии» - вновь Гран-при. Это, пожалуй, самый серьезный и фундаментальный, самый зрелый и оригинальный фильм Джейлана - и вовсе не потому, что самый длинный (а идет он два с половиной часа).
Наследник метафизической традиции Бергмана и Тарковского, которого справедливо критиковали за молчаливость и многозначительность, многослойность тяжеловесных метафор и неочевидность вложенных в них смыслов, на сей раз сделал кристально ясную картину - хоть и с довольно запутанным сюжетом.
Поначалу «Однажды в Анатолии» вообще представляется детективом или, если угодно, судебным фильмом: следственная группа, во главе которой прокурор, полицейский комиссар и врач, бороздит деревенские просторы Анатолии, пытаясь отыскать труп, зарытый подозреваемым в убийстве спьяну где-то в окрестностях. Время вечернее, не видно ни зги, память убийце отказывает - а герои заводят разговор, уводящий трех потерянных мужчин среднего возраста в совсем иные дали. Реальный пейзаж здесь становится пейзажем ментальным, состоянием души и смятенного ума. Как выяснится, у каждого из блюстителей порядка - по скелету в шкафу, да не по одному, и внимание режиссера, как и зрителя, окончательно переключится с малозначительного случайного преступления на состояние человечества - не больше и не меньше.
Филигранная игра актеров, естественные и забавные, напоминающие чуть ли не Тарантино, диалоги, причудливо вихляющий по бездорожью сюжет странным образом уводят криминальную драму в область, знакомую по русской классике: перед нами - современная турецкая версия чеховской драматургии, причудливо отзывавшейся еще в советских лентах Абдрашитова и Миндадзе, а тут вдруг обретающей новое измерение.
Не верьте заголовку: «Однажды в Анатолии» - не вестерн и не турпоездка, это завораживающая встреча с несколькими людьми, каждый из которых может оказаться точнейшим отражением зрителя, сидящего в зале. В частности, поэтому «Однажды в Анатолии» - один из самых сильных и важных фильмов года.