|
Оперу для двух теноров и двух меццо-сопрано в концертном исполнении представят на сцене зала Чайковского
Еще не так давно Россия считалась страной «Севильского цирюльника». Он шел в каждом театре, а вот о других тридцати восьми операх Россини в нашей стране никто ничего не знал. С недавних пор стали петь в концертах - и даже ставить - «Золушку», на филармонической сцене прозвучала «Итальянка в Алжире». Но все это комические оперы - а теперь наконец дело дошло до Россини серьезного. «Дева озера» - мелодрама в двух актах, опера со счастливым концом - не трагедия, но и не буффа. Россини написал ее на пике карьеры, в 1819 году. В то время среди оперных композиторов мира он был безоговорочно первым - его оперы шли везде, хотя ему оставалось еще покорить Париж. В ряду итальянских опер «Дева озера» - одна из многих, чье действие происходит в сумрачной Шотландии. Почему? Ответ прост: слишком хороши романы Вальтера Скотта, чтобы не написать оперу по каждому из них. «Дева озера», впрочем, написана по его поэме. Внимательный слушатель почувствует в опере пленэр и поэтический колорит. Партия главной героини написана для гибкого женского голоса с большим диапазоном. Раньше Елену пели сопрано, сейчас поручают высоким меццо-сопрано: такова и приглашенная в Москву Карин Дейе, певшая эту партию на сцене Парижской оперы. Елена по-шотландски романтично грустит, потому что ее помолвили не с тем, кого она любит. Выход своей грусти она дает в ариях, которые распевает, плавая по озеру в лодке. За этим занятием ее застает Король, заблудившийся на охоте и представившийся ей под чужим именем. Он становится третьим, кто претендует на ее сердце. В высшей степени интересна геометрия вокальных отношений между героиней и тремя ее воздыхателями. Обычно на благосклонность героини претендуют тенор и баритон, здесь же - два тенора. Дело усугубляется тем, что они еще и политические противники - Король и норовящий его свергнуть мятежник. Композитор политически нейтрален, его интересует только вокальная драматургия. У Короля тенор скорее лирический, у мятежника - скорее героический. Но когда Король попадает в передрягу, ему тоже приходится поработать в героическом амплуа, тогда как у мятежника встречаются островки шотландской романтической лирики. Поэтому в опере разворачивается баталия двух стоящих друг друга россиниевских теноров, без устали щеголяющих фиоритурами и верхними (а мятежник еще и нижними) нотами. Споют их нам англичанин Колин Ли (Король) и американец Рэндалл Биллс (мятежник). Интересно, что, имея двух таких молодцов, Елена любит третьего - юного бунтовщика, поющего, как и она, женским голосом. Эта брючная роль - тоже меццо-сопрано, только низкое, ее исполнит испанка Сильвия Тро Сантафе. Несть числа многочастным виртуозным ариям каждого из героев, и каждая на вес золота - а о дуэтах и прочих ансамблях нечего и говорить. Дополняют квартет героев другие персонажи, но главное - хор и оркестр, причем не только на сцене, но и в окрестных шотландских лесах. Сводить все это в целое на московской премьере будет дирижер Лучано Акочелла - его мы знаем, он не подведет. 18 января, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232-5353
| |