|
Ни для кого не секрет, что деньги с платежных карт воруют. Судя по статистике, сейчас это, к сожалению, происходит не реже, чем кражи кошельков. За прошлый год число мошеннических операций с картами выросло в 6,5 раза - до 39,3 тыс. случаев. Общий объем ущерба, нанесенного владельцам «пластика», по данным НБУ, превысил 12 млн грн. Журналисты выясняли, как мошенники добираются до наших денег и можно ли им противодействовать.
Как воруют деньги
Самые распространенные схемы воровства денег с карт - скимминг и фишинг. В первом случае используются специальные приспособления (скиммеры), которые крепятся к банкоматам или терминалам (чаще всего в ресторанах, ночных клубах) и считывают информацию с магнитной полосы карты. Получив эти данные, мошенники могут изготовить фальшивую карту и расплачиваться ею в Интернете или в любом другом месте.
Но поскольку многие банкоматы оборудованы камерами видеонаблюдения, скиммеры используются все реже. Новая мода - запускать в банкомат специальный вирус Trojan.Skimer, который считывает реквизиты карты. При этом обналичивать ваши деньги могут не обязательно в Украине, но и в Таиланде, Малайзии, других странах. Данные ворованных карт сами являются объектом купли-продажи и активно продаются в Сети.
Иногда преступники тратятся и на собственные банкоматы, которые маскируют под бренд известного банка. Ничего не подозревающий владелец карты снимает деньги, и его данные автоматически становятся известны злоумышленникам. Так же незаметно может уплыть информация и в том случае, если в ваш компьютер попал вирус Trojan. Этот вирус запоминает все введенные данные с карт (например, если владелец что-то покупает в интернет-магазинах) и отправляет их мошенникам.
Фишинг более изящен и работает по принципу Остапа Бендера: «Деньги нам принесут сами и на блюдечке с голубой каемочкой». Владельца карт обманом заставляют высылать данные карт, маскируясь под менеджеров банков, благотворительные организации и даже агентства защиты авторских прав.
Классический пример, когда держателю карты приходит СМС за подписью «банк» или «менеджер банка» о том, что карта заблокирована. Его просят подтвердить информацию о владельце, чтобы разблокировать ее. Интересует «банк» не девичья фамилия матери или ФИО, а конкретно номер карты и срок ее действия. Если без звонка в свой банк и выяснения причин блокировки выслать информацию, можно запросто лишиться денег. Ведь последних цифр номера карты (CVV2) достаточно для того, чтобы расплачиваться картой в Сети. Фишинг бывает и голосовым (это называется вишинг). Речь идет об обычном «разводе» по телефону, когда преступники, маскируясь под банковских клерков, выуживают из пользователя информацию о карте.
Очень часто фишеры проникают к нам и через ICQ и социальные сети типа «ВКонтакте», My space и другие. Пользователям пересылают ссылки на специальные сайты, на которых и просят ввести данные. Бывает, «сети» отлично ловят вирусы типа Trojan, так что лучше заранее установить хорошую антивирусную программу.
Как вернуть деньги
Порадовать владельцев платежных карт нечем. В большинстве случаев банки отказывают клиентам, если у них пропали деньги с карты. Дело в том, что в любом договоре на открытие карточного счета есть пункт о том, что клиент обязан держать реквизиты карты (номер и пин-код) в строжайшем секрете и не передавать эти данные третьим лицам. Если мошенник обманным путем узнал реквизиты и воспользовался ими, доказать, что картой рассчитывается не сам клиент, крайне сложно. Проверив последние трансакции, банк увидит, что деньги были сняты сразу (без подбора пин-кода) или оплата в интернет-магазине прошла без сбоев, и может заподозрить неладное.
Вина банка очевидна только в том случае, если он сам не смог обеспечить безопасность расчетов на своем сайте (через систему онлайн-банкинга) или если данные карты украдены его сотрудниками и это доказано в суде.
Конечно, если банк откажется вернуть деньги, владелец карты может подать в суд, но шансы на выигрыш малы. Чтобы их увеличить, нужно сразу же после кражи позвонить в сервис-центр и поставить карту в стоп-лист, то есть заблокировать все операции. В этом случае мошенники не смогут снять деньги с карты, и она превратится в обычный кусок пластика. Иногда для блокировки карты достаточно послать СМС на нужный номер. Но если мошенникам все же удалось до этого расплатиться украденной картой в магазине или Интернете, нужно сразу написать заявление в банк о том, что данные трансакции совершались не вами. Далее банком будет проведено внутреннее расследование и принято решение: вернуть потраченное или отказать.
Не стоит также откликаться на СМС или спам по электронной почте с просьбами выслать данные карт или ввести эти данные на специальном сайте. Ни один банк так поступать не будет, ведь речь идет о конфиденциальной информации клиента.
Если карта не входит свободно в картридер банкомата или рядом есть подозрительные устройства, лучше поискать другой терминал. Если карту «зажевало», не нужно просить помощи у посторонних людей, лучше запомнить время и место проведения трансакции и обратиться к банку-эмитенту с просьбой вернуть карту.
Чтобы минимизировать риски окончательно, можно купить смарт-карту со специальным чипом - она имеет высокую степень защиты и вообще не может быть подделана.
Как не потерять деньги с платежной карты
Никому не сообщать свой пин-код и номер карты.
Не носить пин-код в кошельке или в мобильном телефоне.
В случае потери (кражи) карты как можно быстрее поставить ее в стоп-лист.
Подключить СМС-банкинг и отслеживать все операции с картой.
Если картой воспользовались мошенники, заблокировать ее и написать заявление в банк об опротестовании трансакций.
Установить мощную антивирусную программу на компьютер, если есть привычка расплачиваться картой в Сети.
Не вводить данные с карты на подозрительных сайтах.
Weekly
| |