|
Москва. 14 января. FINMARKET.RU - Бензиновый кризис, внезапно накрывший десятки регионов весной прошлого года, не на шутку перепугал правительство - снять фактически запретительные пошлины на экспорт бензина чиновники не решаются и сейчас. А на днях президент Дмитрий Медведев своим поручением вновь напомнил руководителю ФАС Игорю Артемьеву о необходимости постоянного мониторинга цен на бензин и пресечении любых попыток их «искусственно завысить».
В дополнительных напоминаниях Артемьев, скорее всего, не нуждается, бороться с нефтяными монополистами для него уже вошло в привычку. В декабре ФАС выписала штрафы четырем компаниям - «Роснефти», «ЛУКОЙЛу», «Газпром нефти» и «Башнефти» за «злоупотребление доминирующим положением на рынке топлива». Пятая - TНК-BP также признана виновной в создании дискриминационных условий, размер штрафа для нее ФАС обещает определить в ближайшее время.
Это уже третья волна антимонопольных дел против нефтяных компаний:
Осенью 2008 г, антимонопольная служба обвинила «Газпром нефть», «Роснфеть», «ЛУКОЙЛ» и TНК - BP в установлении монопольно высоких цен на бензин, дизтопливо, авиакеросин и мазут. Впрочем, оборотные штрафы компаниям были выписаны минимальны - 1-1,5 млрд.руб. с каждой (или по1% от оборота на рынке). Все компании пытались оспорить эти решения в суде, но безрезультатно.
Вторая волна дел стартовала практически следом - антимонопольная служба заинтересовалась ростом цен на нефтепродукты с октября 2008 г по февраль 2009 г. На этот раз штрафы были серьезными - ТНК-ВР должна была выплатить 4,2 млрд руб., «Газпром нефть» - 4,7 млрд руб., «Роснефть» - 5,28 млрд руб., «ЛУКОЙЛ» - на 6,5 млрд руб. Но и здесь нефтяникам удалось минимизировать потери - три из четырех компаний пошли с ФАС на мировую и опять получили право на выплату минимального оборотного штрафа, до конца судилась лишь «Газпром нефть», которая в результате и заплатила полную сумму.
Прошлогодние штрафы оказались самыми скромными: 979,3 млн руб. для «Газпром нефти» руб., 1,75 млрд руб. для «Роснефти», 609 млн руб. для «Лукойла» и 778 млн руб. для «Башнефти». Деньги для компаний явно небольшие. К примеру, «Лукойл» своей отчетности за первое полугодие указывал, что на штраф у компании уже зарезервировано $17 млн (около 535 млн руб. по текущему курсу).
Интересно, что во время всех трех кампаний ценники на заправках если и менялись в меньшую сторону, то всего на пару месяцев, и дальше все начиналось заново.
Цены на бензин растут вслед за ценами на нефть и не слушаются правительства
А меры «покруче» даже шли во вред: прошлогоднюю попытку антимонопольной службы в начале года «закрутить гайки» и обеспечить снижение цен по личному поручению премьера Владимира Путина многие аналитики называли одной из причин, спровоцировавшей бензиновый кризис в конце апреля.
После февральского разговора Путина и Артемьева цены пошли вниз, хотя на мировых рынках продолжали дорожать и нефть, и нефтепродукты. Участники рынка рассказывали, что на совещаниях в ФАС независимые продавцы топлива тогда давали понять, что для крупных игроков рынка приоритетом становится продажа бензина на экспорт. Но когда нехватка топлива обнаружилась сразу в 20 регионах страны - для всех это оказалось традиционной неожиданностью.
Разрешился спор введением повышенной пошлины на экспорт бензина и очередными обещаниями антимонопольной службы наказать виновных.
Аналитики убеждены, что нового обострения стоит ждать после президентских выборов: до марта нефтяники повышать цены, скорее всего, не рискнут, зато последующий скачок цен становится практически неизбежным. Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков, например, оценивает возможный рост цен после выборов в 20-30%.
«Всем ясно, что кроме оказания административного давления нужно менять сам подход к регулированию нефтеперерабатывающей отрасли, другой вопрос кто и как это должен сделать, - говорит сотрудник одной из крупных нефтяных компаний. - Но в убыток себе ни одна компания никогда работать не будет».
«Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены (...) Но вопрос в том, где эта справедливая цена», - говорил в самый разгар топливного кризиса президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Ответа пока, похоже, не знает никто.
| |