|
Лучший в мире исполнитель органной музыки Константин Волостнов дал концерт в усадьбе Царицыно. Маэстро считают любителем экспериментов. Например, на это выступление он надел танцевальные туфли и попросил зрителей как можно меньше аплодировать.
Из-за плотного графика гастролей в музыкальных кругах его называют «полномочным послом его Величества органа».
Ученик лучших педагогов России и Германии, Волостнов сделал блестящую карьеру в Европе и Америке. Ему тридцать три, и «переманить» его к себе хотят лучшие филармонии мира, но Константин предпочитает жить и выступать в России. О своей новой программе шутит: ее готовили, как средневековые хозяйки готовили блюдо на кухне.
«Есть такие блюда, которые - как хозяйки говорят или как мы читаем в поваренных книгах - готовились пару недель. Вот это тот же случай. Я уверен, что большая часть музыки, которая сегодня будет исполнена, не звучала доселе в Москве, или, по крайней мере, не звучала целиком. Это Габриэле, это музыка Шутца, это музыка Бибера, это такая ранняя барочная классика», - говорит музыкант.
Последние напутствия перед выступлением солистам ансамбля «Орфарион». Больше всего органист переживает за прелюдии и фуги Баха. Исполнение произведений именно этого композитора и принесло Волостнову три года назад первый приз и звание «лучшего органиста» на престижном фестивале в американском Сент-Олбансе.
А вот влюбился в органную музыку Константин намного раньше, 11-летним подростком.
«То что внесло вклад в мое восприятие инструмента, - это заставка на советском телевидении, которую сопровождала хоральная прелюдия Баха Ich ruf zu dir. Собственно, большинству почитателей режиссера Тарковского эта музыка знакома, потому что она является музыкой к фильму "Солярис", - рассказывает Волостнов.
Как считает музыкант, каким бы старым ни был орган, ему нужен небольшой "тюнинг". Например, вот такое зеркало. Через него органист смотрит на дирижера, хор и, конечно, зрителей.
Кому-то Волостнов может показаться сторонником экспериментов: консерваторскому залу предпочитает Хлебный дом усадьбы Царицыно - говорит, акустика в нем одна из лучших в Москве. Вместо обычных ботинок на концерт надевает танцевальные туфли - в них удобней исполнять виртуозную партию на нижней клавиатуре.
Впрочем, сам музыкант уверяет: если дело касается исполнения классической музыки, тут он - противник любого новаторства.
"Мы расчищаем шедевр - и вот он, этот бриллиант, который прошел через века. Нас не будет, а музыка Габриэля, музыка Шуберта - она такая же, и ценность ее именно в историчности, в максимальном приближении к тому, как она звучала", - уверен музыкант.
Перед выступлением Константин Волостнов напоминает слушателям: программа построена как мистерия - все произведения переходят одно в другое. Поэтому главная его просьба к залу - чтобы не сбить оркестр с ритма, аплодировать как можно меньше, даже если очень хочется.
| |