|
Для участия в творческой лаборатории в Челябинск прибыла команда молодых режиссеров во главе с руководителем, экспертом фестиваля «Золотая маска», известным театроведом Олегом Лоевским. Всего за три дня молодым постановщикам предстояло создать эскизы спектаклей, а актерам вжиться в роли. Первые итоги творческого эксперимента могли оценить не только коллеги и критики, но и все желающие.
Лабораторная форма сегодня практикуется многими театрами. В Челябинске особо активно она начала использоваться с появлением Центра современной драматургии. Наконец и самый академический театр области отважился на эксперимент. И это не только дань моде.
В поисках выхода из кризиса коллектив впервые обращается за помощью к зрителям, пытаясь определить их интересы и пристрастия. Вниманию публики предложено четыре современных пьесы. «Современная пьеса написана современником, а дальше все очень трудно распознать, - говорит Олег Лоевский, руководитель лаборатории (Екатеринбург). - Вы знаете, в Париже есть театр современной пьесы, там идут только живые авторы. Он так и называется - театр живого автора. Умер автор - пьесы не идут, они снимаются. Живой автор - современник. А дальше надо разбираться, что понимать под современностью, что это за время, как оно отражается. Тут очень много вопросов. И наша лаборатория как раз и связана с тем, что мы пытаемся эти вопросы задавать и вместе со зрителями, вместе с артистами, с театром отвечать, в какое время мы живем, что вокруг нас происходит. И как мы в этом участвуем, и почему мы от этого бежим». Первой ласточкой стала пьеса болгарского драматурга Христо Бойчева «Оркестр "Титаник". Кстати, завзятые театралы наверняка помнят спектакль "Полковник Птица", поставленный по текстам этого же автора в Магнитогорском театре имени Пушкина и показанный в рамках областного фестиваля "Сцена-2005". Пьесы болгарского драматурга известны в мире, их даже изучают в университете Нью-Йорка. Режиссер Тимур Насиров заинтересовался "Оркестром „Титаник" еще во время учебы в Санкт-Петербурге и с охотой поставил бы этот спектакль на челябинской сцене. „Когда ты делаешь спектакль обычным образом, тратя месяц, два, три или полгода, ты тратишь огромное количество времени, чтобы договориться с актерами, заставить цеха работать, очень много времени уходит впустую, - сетует Тимур Насиров, режиссер (Санкт-Петербург). - Здесь, поскольку всего три-четыре дня, все собираются сразу и моментально, ты не тратишь время на глупости, занимаешься только творчеством". Тем не менее за три дня успели многое и практически представили готовый вариант. По окончании показа публике предложили высказаться: нужна ли пьеса в репертуаре театра или о ней лучше забыть, как о страшном сне? „Актеры начали играть, не прочитав текст. Они его даже выучили, особенно в начале, и играли, как в полноценном спектакле, но на самом деле ни они, ни Тимур Насиров, мне кажется, не прочли это по-театральному, то есть не придумали, не поняли, про что", - считает Владимир Спешков, театральный критик. Обсуждение оказалось довольно бурным, а выводы неоднозначными. Но большинство традиционно побоялись быть категоричным и поддержали промежуточный вариант „доработать". А вот вторая пьеса „Я не вернусь" екатеринбургского автора Ярославы Пулинович была принята на редкость единодушно. „Мне кажется, с автором более близкий контакт, потому что это не режиссер, который знает, как нужно, а человек, который говорит: давайте все вместе прочитаем, давайте все вместе что-то придумаем, вы мне подсказывайте, а я постараюсь что-то подсказать вам", - отмечает драматург Ярослава Пулинович. Кстати, одна из российских кинокомпаний будущей осенью приступает к съемкам фильма с одноименным названием по сценарию Пулинович. Театр при большом желании смог бы опередить коллег, автор же согласна приехать на премьеру.
| |