|
Госкомпании начали выполнять постановление правительства, которое требует от них добиться от своих клиентов раскрытия реальных собственников бизнеса.
Соответствующий документ появился после того, как Владимир Путин раскритиковал деятельность компаний энергетического сектора. Однако у тех, кто должен выполнить распоряжение правительства, возникло много вопросов, вплоть до законности положений постановления. Тему продолжит Леонид Гурьянов на радио «Вести ФМ».
Госкомпании и госбанки обязаны до февраля раскрыть бенефициаров своих дочерних структур и контрагентов. Те, кто предпочтёт остаться в тени, могут лишиться контракта. Соответствующие требования своим партнёрам разослали, в том числе «Транснефть», «РЖД», «РусГидро», «Интер РАО» и «Аэрофлот». Отчёты в правительство должны поступить уже до конца января. При этом топ-менеджеры компаний с госучастием могут лишиться своих постов в случае невыполнения поручения. В неформальных беседах представители госкомпаний отмечают, что проделать такую работу нереально из-за большого объёма данных: у крупных предприятий сотни тысяч договоров, и как обрабатывать всю эту информацию, непонятно. Кроме того, возникают противоречия с законодательством. По закону нельзя разорвать контракт с контрагентом только на основании того, что не выполнено требование раскрыть бенефициаров. Говорит исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпшейн» Павел Герасимов.
«Сложно комментировать документ, которого нет в открытом доступе, но в целом, те позиции, которые были высказаны на страницах печати и в Интернете имеют под собой определённые основания. Расторгнуть контракты с контрагентами будет очень затруднительно, а порой и невозможно, если они исполняются без нарушений. Гражданский кодекс носит характер федерального закона, который выше по иерархии чем постановление правительства», - считает специалист.
Нельзя уволить и топ-менеджера, который не справится с поручением правительства, говорят юристы. Впрочем, в целом такие аргументы несостоятельны, уверен председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
«Придумываются различные поводы. Государственные компании превратились в бюрократические кормушки и контролировать, иначе как открывая выгодополучателя, мы не можем. И мы с самого начала говорили, что будет противодействие, потому что через эти компании зачастую уходят миллиарды. В 2003 году Счётная палата предлагала вообще учесть всё, что у нас имеется, создать некое подобие казначейства, в котором учтена вся собственность, в котором будут открыты все истории», - замечает эксперт.
Что же касается тех случаев, где требования правительства вступают в противоречие с законом, то правовые акты нужно просто менять таким образом, чтобы обеспечить максимальную прозрачность компаний госсектора, продолжает Кирилл Кабанов.
«Закон всегда можно поменять и поменять оперативно, насколько мы знаем. Мы должны оценивать ситуацию - что важнее - поменять закон, либо ссылаться на неизбежность и несовместимость с законом и ничего не делать. Мы должны менять законы об акционерных обществах, законы о коммерческой деятельности и просто делать поправки на компании, которые имеют госсобственность», - уверен Кабанов.
Эксперт уверен, что в дальнейшем последуют законодательные поправки. Пока же от правительства ждут максимальной конкретизации требований: по неофициальной информации, бизнесмены готовят на этот счёт коллективное обращение. В свою очередь пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков не исключил, что сроки исполнения требований могут быть скорректированы. Пока готовность выполнить поручение правительства подтвердили в «Интер Рао», «ФСК», «ВТБ», «Транснефти» и «РЖД».
| |