|
В Третьяковской галерее выставлены 50 работ русской художницы Марианны Веревкиной, привезенных из Швейцарии. Веревкина очень популярна на Западе, но почти неизвестна на родине.
Выбрать лучший эскиз, когда нравятся все. На плечи Мары Фолини, смотрительницы музея современного искусства швейцарской Асконы, легла трудная задача - познакомить российскую публику с русской художницей. Парадоксально, но Марианна Веревкина - «сердце», как ее называли, сразу нескольких арт-движений начала ХХ века - популярна на Западе и почти неизвестна в России.
«Вертикальные линии словно задают картине ритм, от этого движение - шаг маленьких школьниц по дорожке - кажется более стремительным. Здесь нет перспективы, нет объема, всего два измерения - вертикаль и горизонталь. Для 1907 года это революционно», - говорит Мара Фолини.
Революционен, если погружаться в детали, отказ от крошечных точек, которыми создавали объем импрессионисты. Распространенным приемом еще пользовался Кандинский, когда Веревкина уже мыслила плоско, абстрактно с уклоном, согласно моде времени, в мистицизм, символизм и спиритуализм.
«Танцовщик Александр Сахаров представлен здесь неким андрогином, единым женско-мужеским существом, в ногах у которого господин и дама», - рассказывает Фолини.
Марианна Веревкина никогда не нуждалась, жила на пенсию отца-военного. Девушка занималась, чем хотела, а хотела она быть в центре художественной жизни. Илья Репин, ставший учителем Веревкиной, сказал о ней «русский Рембрандт», а она выбрала свой путь и перебралась в 1896 году в бурливший культурными событиями Мюнхен. Там лишь спустя 15 лет окончательно оформилось творчество Марианны Веревкиной с узнаваемым индивидуальным живописным языком.
«Это одна из главных картин в творчестве Веревкиной, - показывает куратор выставки. - Ее даже светской иконой можно назвать. Гора символизирует вдохновение, это дерево странного ненатурального оранжевого цвета - древо жизни, а женщина под ним - сама художница. Здесь изображено счастье».
Счастье заключалось в том, что Веревкина ощутила всю мощь творческого потенциала и создала собственный художественный кружок. Эта женщина не выходила замуж, не рожала детей и вообще была не слишком счастлива в личной жизни, говоря «всю себя посвящаю искусству».
Глядя на эти ювелирно прорисованные линии, и не подумаешь, что Марианне Веревкиной пришлось уже в зрелом возрасте переучиваться с правши на левшу. Причина - несчастный случай 1887 года. Во время охоты под Санкт-Петербургом девушка случайно прострелила себе руку.
Так уже зрелым мастером она рисовала живописную Аскону, швейцарский городок в Альпах, куда она переехала из Мюнхена после начала Первой мировой. Именно Аскона стала городом Веревкиной. Оттуда и прибыли 50 картин, которые после экспозиции в Третьяковской галерее перевезут в Тулу, где родилась художница.
| |