|
Как показывают расчёты, в экспериментах с плазмонными метаматериалами, которые находятся под внешним облучением вблизи диэлектрической или металлической поверхности, должна проявляться оптическая сила «сцепления», способная преодолеть действие силы тяжести.
Трое теоретиков из Саутгемптонского университета (Великобритания) показали, что метаматериалы, находящиеся под внешним облучением вблизи диэлектрической или металлической поверхности, можно использовать для демонстрации оптической силы «сцепления».
Согласно расчётам, сила, о которой идёт речь, имеет резонансную природу, связана с возбуждением плазмонных мод и стремится устранить зазор между планарным метаматериалом и близлежащей поверхностью. При интенсивности освещения, составляющей лишь несколько десятков нановатт на квадратный микрометр, эта сила способна преодолеть действие земного притяжения. Кроме того, она вполне может превосходить по амплитуде и силы Ван-дер-Ваальса, обеспечивающие прочное сцепление лапок геккона с гладкими вертикальными стенками.
Свои вычисления физики проводили на примере золотой плёнки метаматериала, представляющего собой двумерный массив стандартных и часто используемых асимметричных элементов типа «разрезное кольцо». При облучении такая плёнка, разумеется, будет испытывать световое давление, обусловленное передачей импульса при попадании фотонов. Соответствующая этому сила Fr зависит от коэффициентов отражения ® и поглощения (A) и равна (2R + A)Р/с, где Р - мощность падающего излучения, а с - скорость света; в случае поверхности с идеальной отражательной способностью Fr принимает максимальное значение 2Р/с. Величина Р/с в дальнейшем используется в качестве единицы измерения оптических сил.
Кроме прекрасно известного давления излучения, на плазмонный метаматериал также должна действовать рассмотренная авторами сила «сцепления» Fe, которая может и складываться с Fr (при освещении с внешней стороны), и оказаться антипараллельной ей (при облучении со стороны прозрачного диэлектрика). Оба случая рассмотрены на рисунке ниже: легко заметить, что Fe в определённом диапазоне длин волн превосходит Fr, а следовательно, метаматериал будет притягиваться к диэлектрику даже тогда, когда этому препятствует давление света. Как и следовало ожидать, амплитуда силы «сцепления» сильно зависит от ширины зазора g, причём на малом значении g = 5 нм она может сразу в 33 раза превосходить амплитуду Fr, быстро уменьшаясь с увеличением щели.
В верхней части рисунка даны спектры отражения (R), пропускания (T) и поглощения (A) для золотой плёнки метаматериала толщиной в 50 нм, расположенной в 20 нм от поверхности диэлектрика с показателем преломления n = 2,5. На врезке показана геометрия одиночной ячейки метаматериала. Ниже расположен график результирующей силы (F), действующей на метаматериал, освещаемый с открытой стороны, а в самом низу - то же для метаматериала, облучаемого через диэлектрик. Чёрной пунктирной линией отмечена результирующая сила, которая действовала бы на неструктурированную золотую плёнку. Положительные значения Р/с отвечают силам, стремящимся уменьшить величину зазора g. (Иллюстрация авторов работы.)
При установке метаматериала несколько другой конструкции рядом с металлической поверхностью Fe, как выяснилось, приобретает ещё бóльшую амплитуду. Именно к этому случаю относятся выводы о возможности преодоления земной гравитации и сил Ван-дер-Ваальса.
По мнению британцев, экспериментально зарегистрировать действие Fe не так уж и сложно. Если они не ошибаются, оптическую силу «сцепления» можно будет использовать в опытах по манипулированию наноразмерными объектами с помощью излучения.
Подготовлено по материалам Technology Review.
| |