|
Преподавание школьных предметов русскими учителями на эстонском языке не увеличит шансы русских детей на рынке труда, пишет в своем комментарии эстонский писатель Калле Кяспер.
Отчаянье, которое царит в русских школах, где русские учителя должны преподавать русским ученикам на эстонском языке историю и географию, настолько велико, что это заметили даже эстонские СМИ. Пусть пропаганда говорит, что хочет, но на самом деле учеба на эстонском языке не увеличит шансы русской молодежи на рынке труда, передает слова писателя издание Õhtuleht.
То есть возможно она (учеба) увеличит их шансы на то, чтобы стать уборщиком в отеле, но на то, чтобы стать образованным человеком - определенно нет. У русских начинают возникать проблемы даже с русским языком, и если раньше они могли поступить в российский вуз, то теперь и эта возможность отпадает. Рожденные париями, париями и останутся.
Сломленные русские
Очевидно, на что-то подобное авторы реформы и рассчитывали: с одной стороны - ослабить связь русскоязычного населения с исторической родиной, сделать их «проэстонски настроенными», с другой - получить дешевую рабочую силу, за счет которой продвигать эстонскую культуру. Где-то на горизонте, далекой идеализированной целью, светится ассимиляция, как единственно возможное решение «русского вопроса».
Это циничный план, который, помимо прочего, за исключением рабочей силы, нереализуемый. «Проэстонски настроенными» русские не станут, наоборот, они еще больше закроются, могут сделать вид, что все в порядке, внутри ненавидя нас еще больше.
Потому что мы обращаемся с ними как с животными, мы только командуем, распоряжаемся, требуем, штрафуем. Мнение самих русских никто не слушает, просьбу школ перенести реформу отвергли.
Ничего удивительного не происходит. «Прессование» русских происходит постоянно с момента восстановления независимости. Сначала их пытались выдавить, на полном серьезе говорили даже о депортации. Когда не удалось, или точнее, не до конца (потому что наиболее образованная часть все же уехала), стали выпихивать их на край общества. Давно уже умерли или находятся в очень преклонном возрасте те, кто пришел сюда с Красной армией, но все новые и новые поколения должны отвечать за преступления одного грузина.
Подумайте сами, какое чувство должно родиться и расти в стране, где ты с детства чувствуешь, что тебе не рады?
Кто должен был защитить русских, сказать, что на чужом несчастье счастья не построишь, что есть какие-то принципы абстрактной справедливости, которые нельзя приносить в жертву интересам государства?
Это могла бы сделать интеллигенция. Исключительно мы, писатели и ученые, музыканты и художники, могли бы надавить на власть, чтобы она пошла на уступки в плане гражданства и закона о языке.
| |