|
В непростых экономических условиях эффективное предприятие должно быть разноплановым и гибким, контролировать свои расходы, инвестировать в технологии и персонал. При этом, кризис - это шанс для сильных стать ещё сильнее, считают предприниматели - участники дискуссионного шоу «Треугольник».
По мнению главы BLRT Grupp Федора Бермана, сегодня не понятно, как будут развиваться события в мире, не надо их драматизировать, но они могут быть серьезными. «Если думать, что же будет с Эстонией, то Эстония - страна с либеральной экономикой, мы - в открытом море, и внешняя ситуация нас коснется», - говорит он.
«С другой стороны - мы все-таки небольшая страна и наши рынки - северные страны и Германия. От них и будет все зависеть. Мы не знаем, что будет, когда европейские банки начнут списывать кредиты, я предполагаю, что это прежде всего коснется южных стран и южных банков, хотя среди них есть и крупные банки. Когда все решится с Италией, тогда можно будет увидеть результаты. Пока мы только много говорим, видим небольшие изменения, я считаю все-таки, что они небольшие», - подчеркнул Федор Берман.
Говоря о своем предприятии, Берман сказал, что в отличие от 2008 года, BLRT Grupp сейчас пока не корректирует финансовые прогнозы, поскольку пока не понятно, что именно корректировать, хотя по первому кварталу уже видно, что изменения будут в худшую сторону.
«Чтобы подготовиться к возможной новой волне кризиса, нет другого выхода, кроме как повышать производительность труда. Эстонии в данной ситуации остается лишь быть хорошим экспортером с высокой производительностью труда. Может быть Эстонии есть смысл экспортировать туризм?», - предлагает Федор Берман.
Директор по экспортным поставкам молочного концерна Tere Николай Тимофеев согласен, что о конкретных рисках говорить пока рано, но нужно быть к ним готовым: «Сейчас - время ожидания риска, поэтому строить долгосрочные планы нет смысла. Нужно, думая о будущем, действовать по ситуации сейчас. Есть разные возможности. Например, упал евро по отношению к доллару, надо искать рынки, где раньше только за доллары покупали. Сложилась анекдотическая ситуация в Скандинавии перед новым годом с маслом - надо идти на этот рынок. Надо использовать возможности, которые кризис открывает».
«Эффективное предприятие должно быть разноплановым и гибким. Если в 2010 году 75% от объема экспорта Tere шло в Россию. В 2011 году ситуация на российском рынке изменилась, и мы переключились на арабские страны. Оформили необходимый для продукции сертификат... В январе, например, я больше всего определенного товара продаю в Сирию, хотя раньше этот товар большими объемами продавал во Францию. В Сирии за него предлагают хорошую цену, так как, где горит, всегда дорогие продукты и оружие. Продукты продаем туда, где платят больше - и это нормально. На ситуацию нужно гибко реагировать», - советует Николай Тимофеев.
| |