Обнаружена тесная связь между особенностями интеллекта в подростковом возрасте, и тем, как интеллект человека изменяется в старости.
Соответствующее исследование провела группа шотландских психологов из Университета Эдинбурга, о которой они рассказывают в журнале Nature.
Работа интересна не только своими результатами, но и совершенно уникальным способом их получения - ученым впервые в мире удалось сравнить данные об умственном состоянии почти двух тысяч подростков и тем, как оно у них изменилось к старости.
Фактически им удалось продолжить исследование, начавшееся восемь десятилетий назад.
Профессор Ян Дири, возглавляющий это исследование, хорошо известен в научном мире своими исследованиями интеллекта и того, как он изменяется с возрастом. Его группу давно интересовал вопрос, почему у одних людей когнитивные способности к старости меняются намного быстрее, чем у других. Исследований на эту тему проводилось довольно много, но все они касались групп какого-нибудь одного возраста - детей, взрослых или стариков. Сравнить, что происходит с интеллектом человека на протяжении всей его жизни, да еще набрать по этому поводу впечатляющую статистику, до сих пор никому не удавалось.
Помогли архивы. В 1998-м году группе Дири удалось обнаружить два старых набора данных, которые в конечном счете помогли им провести такого рода исследование.
Данные касались обследования интеллектуальных способностей у тысяч 11-летних подростков, проводимых в Шотландии в 1932-м и 1947-м годах. Многие десятилетия эти данные были засекречены. Исследователи провели поиск по этим базам данных и смогли обнаружить многих из тех, кто когда-то в этих обследованиях принимал участие - большинство даже не помнило об этом, не самом важном, событии их детства.
1940 человек из тех списков согласились на повторное обследование. У них, теми же методами, что и в прошлый раз, измерили уровень когнитивных способностей, обследовали физическое состояние, а впоследствии подвергли и генетическим тестам.
Первое, что выяснили исследователи - сильная или, как они ее назвали, «гарантированная» корреляция между интеллектом подростка и его же интеллектом в старости.
Иными словами, если в детстве ты был глуп, то с большой вероятностью к старости ума так и не наберешься, а если был умен, то имеешь шанс остаться неглупым и в преклонные годы.
Вывод может показаться банальным, однако главный вопрос оставался без ответа: почему, несмотря на эту «гарантированную» корреляцию, возрастная зависимость не была абсолютной - одни, по словам Дири, к старости, «уходили на верх списка, другие скатывались вниз».
Возрастные изменения когнитивных способностей зависят от множества причин - от здоровья, состояния кошелька, рода занятий, генетики и многого другого. Дири, который в последнее время особенно интересуется наследственными причинами, решил выяснить, существует ли здесь генетическая связь и если существует, то насколько сильная.
У добровольцев взяли кровь на анализ и для каждого из геномов составили карты более, чем полумиллиона SNP - одиночных нуклеотидных полиморфизмов, иначе говоря, изменений в одну букву в генетических цепочках ДНК, отличающих один организм от другого. К сожалению, двух тысяч человек для убедительной статистики не хватило - так и не удалось выяснить, какие из этих полиморфизмов в первую очередь влияют на интеллектуальное старение. Однако общую картину удалось выяснить - имеющейся статистики ученым хватило для вывода о том, что для «интеллектуальной стабильности» генетика имеет значение. Эта стабильность, по их расчетам, примерно на четверть определяется однобуквенными изменениями в ДНК.
Дальнейшая судьба этого исследования зависит от набора статистики.
Профессор Дири и его команда очень надеются пополнить ее, получив доступ к куда более полным базам данных, затрагивающим всю Великобританию - таким, например, как обследование под названием UK National Survey of Health and Development.
Автор: Григорий Колпаков
Новости для всей семьи