|
На этой неделе исполнилось 200 лет со дня написания Людвигом ван Бетховеном своей знаменитой Девятой симфонии. За этот долгий срок произведение великого композитора обросло легендами, в том числе довольно жуткими. Так, для многих композиторов число 9 стало не менее зловещим, чем 13, пишет Deutsche Welle.
Над Девятой симфонией Бетховен работал более 12 лет, она стала его последним завершенным произведением. Оно занимало более 200 нотных страниц и впервые прозвучало на публике в 1824 году. С тех пор многих композиторов, кто в своем творчестве подходил к «девятому» рубежу, подстерегали опасности и неудачи.
Так, в 1828 году умер знаменитый композитор Франц Шуберт, оставив после себя ровно девять симфоний. По злой иронии судьбы мастер так и не смог оправиться от простуды, которую подхватил на похоронах Бетховена. Также ровно девять произведений оставил после себя Антонин Дворжак. Правда, ему удалось после написания «роковой» симфонии прожить еще 10 лет.
А вот композитор Густав Малер до премьеры своей девятой симфонии не дожил. Панически боясь «проклятия Бетховена», он назвал свое девятое по счету произведение «Песнью о земле» и сразу после ее окончания принялся за новую работу.
Однако все это время его преследовала череда трагических событий: гибель маленькой дочери, расставание с женой, смертельное заболевание пороком сердца. Биограф Малера писал: «Те, кто приближаются к отметке "девять", заглядывают в глаза потустороннему».
Рубеж в девять симфоний не смогли преодолеть многие композиторы, среди которых и Альфред Шнитке. Он не успел закончить свою девятую симфонию, а его друг Николай Кондорф, собиравшийся закончить дело мастера, вскоре умер от разрыва сердца.
Тем не менее, нельзя сказать, что все композиторы трепещут, когда слышат словосочетание «Девятая симфония». Так, успешно «перепрыгнуть через девятку» удалось Дмитрию Шостаковичу и немцу Хансу Вернеру Хенце. А знаменитый композитор-минималист Филип Глас с оглушительным успехом презентовал публике свое девятое масштабное произведение в первый день 2012 года.
| |