|
С бытовым хамством можно столкнуться где угодно, стоит только выйти на улицу. Грубость продавца в магазине может испортить настроение на весь день. Как противостоять грубиянам и как научиться не принимать их агрессию близко к сердцу? Об этом ведущие «Утра России» спросили у психолога Александра Макарова.
Казалось бы, в магазин или в банк мы приходим, чтобы оставить там свои деньги - персонал просто обязан быть с нами вежливым. В поликлинику мы приходим за помощью, а нарываемся на грубость порой уже в регистратуре. «Если мы говорим о магазинах и поликлиниках, то это - советское наследие, когда нет такой клиентоориентированности», - отметил психолог. Носители этого наследия уверены, что они делают своим клиентам одолжение.
Поколение уже сменилось - и времена не советские, и многие из тех, кто работал тогда, уже на пенсии. «Мы говорим уже о культуре. Поколения меняются, но новые сотрудники приходят в старую корпоративную культуру, их там воспитывают, - сказал Макаров. - Чтобы все это изменилось, нужно время. Или жесткие решения».
Порой, правда, и сами клиенты ведут себя совсем не вежливо. Но если сами вы - не агрессор, то как защититься от нападения? «Если ты сам не хам, то отвечать хамством очень сложно, потому что ты играешь на чужом поле, ты заведомо проиграешь. Поэтому ты должен оставаться в своем поле. Если ты можешь нормально аргументированно ответить - ответь», - советует психолог.
Но здесь возникает другая проблема: у хама не работают рецепторы, воспринимающие разумные аргументы. К тому же, спокойным ответом его можно просто спровоцировать. Поэтому, отмечает Александр Макаров, лучший выход в этом случае - встать и уйти.
Психолог констатирует: не все дело в самих грубиянах. Есть люди с психологией жертвы - их внешность и поведение дают понять, что их легко обидеть. «Жертва всегда найдет своего хама. Поэтому здесь нужно задать вопрос себе: "А почему люди со мной так разговаривают? Может быть, есть проблема во мне, если это повторяется периодически?" - советует Александр Макаров.
В случае, если вам некуда деться от хама, нужно стараться самому не повышать голос. Хам ждет от нас такой же реакции, какую проявляет он сам. "Он нас цепляет, провоцирует, чтобы мы попали на его территорию. Это интрига. Поэтому если ты сохраняешь спокойствие, есть вероятность, что он не будет больше хамить", - рассказал Макаров. Зачастую бывает важно и постоять за себя. Порой нужно громко и четко объяснить человеку, что с вами так разговаривать нельзя. Но это крайняя мера, подчеркивает психолог.
А что делать, если чувство обиды и дискомфорта уже накрыло вас, и, что еще хуже, вы уже кому-то нахамили, будучи в таком состоянии? "Здесь очень хороший способ - позвонить близким людям. Но не жаловаться, а просто поговорить с теми, кто будет разговаривать любя и уважая тебя. Тем самым ты восстановишь свое эмоциональное состояние", - заключил психолог.
| |