|
Народный артист России, поэт и драматург Михаил Ножкин отмечает сегодня день рождения. Ему исполнилось 75 лет. Когда он был ребенком - пел для раненых солдат. А широкую известность Ножкину принесла роль Бекаса в фильмах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента».
«Звезданутых и озвезделых - без меня навалом. У нас каждый второй легендарный, каждый третий - великий. В чем проблема? Не хватает профессионалов. Профессионалов мало, а великих много», - уверен артист.
Он из тех, кто не след оставляет, а вплетается в жизнь. И, кажется, его интонация, его роли, его песни - были всегда: про то, как сбежала последняя электричка, про то, что на девчонок мы больше не глядим.
- А любовь-то есть, оказывается. Первый шейк мы с Адиком тогда написали.
Адик - это Давид Тухманов. Они дружны с юности. Вот он - за роялем. Начало шестидесятых. Они с Тухмановым написали камерную песню о любви к России. Нерассказанная сказка, синеокая страна. А без этой песни Михаила Ножкина мы знали бы о войне много меньше.
«Во дворе Яузской больницы жили. Во время войны. И там был госпиталь. И первые выступления. Я буду все время это вспоминать, эти выступления в палатах. Фронт же был рядом», - рассказывает Михаил Ножкин.
Его отец бился под Ржевом, пережил Дахау и Бухенвальд. И с пяти лет Миша Ножкин не только пел для раненых солдат. Ему пришлось узнать, что это такое - быть необходимым.
«Это значит - все хозяйство в коммуналке на мне было. До школы еще. Карточки - за мукой, за керосином, за хлебом отстоять, дров напилить, растопить печку. Они придут, а дома холодно. Или за хлебом не отстоял - нечего есть», - вспоминает артист.
«Но успевали 15 игр. Волейбол, коньки, салки-моталки. Читал. Много читал тайком в туалете. Все, что попало. Гоголя читал на украинском. Совершенно неожиданно понимал», - говорит Ножкин.
Все им читаное проживал в лицах. Играл людей и судьбы внутри себя. И первая роль на профессиональной сцене - главная. В водевиле «Переодетый жених». А партнеры - Миронова и Менакер. Ножкин много играет. Еще больше пишет. Его миниатюры, номера и целые программы исполняют кумиры. Новицкий, Миронова, Менакер, Олег Попов, его песни поют Магомаев, Хиль, Шульженко, Кобзон. Михаил Ножкин - первый ведущий «Голубого огонька».
Его киногерои - свои, понятные и непростые. Разведчик Синицын из «Судьбы резидента» и «Ошибки резидента», лейтенант Ярцев из «Освобождения», Рощин из «Хождения по мукам».
«Вопрос смысла жизни - вот что такое Рощин. Защищать свои принципы. Ошибся - изменить, найти в себе силы. Рощин этим интересен», - делится актер.
«Нас изобилием не возьмешь, смеялись мы лет 30 назад. А вот сейчас я понял: возьмешь кого-то. И изобилие, которое свалилось неожиданно, на многих людей, я вижу, как эти деньги легкие шальные берут. Вот у него все есть, а его нет», - говорит Михаил Ножкин.
Михаил Иванович сохранил все. И скудость коммуналки и благополучие известности. Потому и остался - нерастраченным.
| |