|
Москва.20 января. FINMARKET.RU - Чем живут, на что надеются и как тратят деньги потребители в развивающихся странах по заказу Credit Suisse выясняла компания AC Nielsen. 14 000 человек в 8 странах - Бразилии, России, Индии, Китае, Индонезии, Турции, Египте и Саудовской Аравии рассказали о своих настроениях и предпочтениях.
В четверке БРИК меньше всего оптимистов среди россиян, только четверть опрошенных верит в улучшение своего финансового состояния в ближайшие полгода.
В Бразилии, например, таких больше половины. При этом, в России достаточно и тех, кто считает, что в ближайшее время им будет только хуже. Больше откровенных пессимистов только в Китае (но там в отличие от России хватает и оптимистов), Турции и потонувшем в народных бунтах Египте.
Надежды на светлое финансовое будущее
Чем же отличается обычный российский потребитель от жителей других стран? Прежде всего, он любит тратить и не стремится копить или не имеет такой возможности. Доля сбережений в ежемесячных расходах домохозяйств в России составляет всего 9%. 60% не имеет никаких сбережений.
В этом они похожи на бразильцев - те тоже не стремятся отложить на черный день, а доля накоплений у них еще ниже - 7%. В обеих странах более половины опрошенных сообщили, что копить им просто нечего, лишних денег у них в принципе не бывает.
Интересно, что такое поведение характерно, скорее, для небогатых стран - Египта, Турции или Индонезии. Российские граждане богаче в среднем намного богаче египтян, индонезийцев и даже турок (впереди них из граждан стран, где проводился опрос, по душевому ВВП только саудиты). Однако при всем своем «богатстве», Россию роднит с Индонезией и Египтом то, что значительную часть дохода их граждане тратят на еду и жилье.
В России, согласно опросу, траты на продукты составляют 35% от всех расходов, жилье и коммунальные услуги «отъедают» еще 14,5%. В Индии и Китае, например, тратят на еду намного меньшую долю, несмотря на меньший душевой доход.
Россияне, получающие доход выше, чем в среднем по стране, тоже желания копить не проявляют: они продолжают активно тратить появившиеся деньги. И чем богаче они, тем больше тяга к развлечениям.
Развлечения - русская черта
У бразильцев, которым тоже свойственно жить одним днем, состав расходов другой - и, скорее всего, этим объясняется их оптимизм. Еда в их структуре их расходов занимает вдвое меньшую долю, чем у россиян, меньше и расходы на жилье и коммунальные услуги. Видимо, отсюда и такое количество оптимистично настроенных относительно своего будущего людей - ведь повседневные нужды обходятся им гораздо меньшей ценой. Бразильцы предпочитают «другие расходы», а так же покупают жилье, рассматривая его как инструмент сбережений (все ожидают роста цен на недвижимость).
Совсем по-другому жизнь устроена в Китае и Индии, где содержание престарелых и больных (а так же забота о своем отдаленном будущем) - личное дело каждого. На сбережения здесь идет самая большая часть ежемесячных расходов (около 28% и 16% соответственно), 93% опрошенных в Индии и 88% в Китае имеют банковские сбережения (в России - менее 20%). И эти сбережения, переработанные в долгосрочные инвестиции, обеспечивают их странам рост вдвое большими темпами, чем в России.
| |