|
20 января юбилей у литовского режиссера, вот уже почти пять лет - худрука Академического театра имени Вахтангова. Римас Туминас отмечает 60-летие. О режиссере рассказывает обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Римас Туминас - первый иностранец, после очень долгого перерыва которого, как варяга, позвали править в Москву. В Академический театр имени Вахтангова его приглашал еще покойный Михаил Александрович Ульянов, но приехал и возглавил Вахтанговский театр Туминас уже после того, как вахтанговцы осиротели.
После Туминаса уже не страшно было и Сондецкиса звать - он теперь главный приглашенный дирижер в «Виртуозах Москвы», и грек Теодор Курентзис у нас - худрук Пермского театра оперы и балета, в общем Туминас, можно сказать, открыл кингстоны.
Он сам, признавался, долго сомневался, но его и министр культуры, и даже премьер-министр Литвы уговаривали, объясняя, что это все - на пользу литовской культуре, хотя мы-то в Москве ценим Туминаса не только как представителя особого направления - литовского театра, но и как нашего, ведь режиссер заканчивал ГИТИС, то есть - нашей группы крови, и один из первых своих спектаклей он поставил в Москве, в театре Станиславского.
Может, не в последнюю очередь важно еще и для понимания его театра, его спектаклей в том числе, что мать Туминаса - не просто русская, а еще и из старообрядцев. Этакая основательность в нем, возможно, оттуда, и в каждом спектакле, такое впечатление, не только герои - Чехова или Шекспира разговаривают у него, ведут предписанный автором разговор меж собой, но всегда еще какой-то поверх того или наоборот подспудно - идет диалог с землей, на которой стоит этот дом и эти герои. Он пришел в театр, не просто пришел в театр - руководить пришел театром, который вот уже 90 лет гордится своей ни на что непохожестью Вахтанговский - не МХАТ и не Малый, здесь умирающий Вахтангов, среди ужасов и голода Гражданской войны ставил праздничный спектакль, сказку, где шагнешь неловко - и ждет тебя смерть, то есть сказка эта - тоже особенная.
Вахтанговское - особое искусство, любят повторять старики этого театра, настаивают на этом и потому, когда Туминас им поначалу не показался, тут же попытались избавиться от чужака. Он устоял и, мне кажется, в театре не жалеют об этом. Пройдут годы, десятилетия и нынешняя - выпущенная к недавнему юбилею «Пристань» будет вспоминаться как один из великих гимнов искусству вахтанговской сцены.
Сравнивать с великой «Турандот», со знаменитым «Маскарадом», с «Без вины виноватыми», то есть с шедеврами, высшими достижениями этого театра. Режиссер, который никогда не настаивает на правильном ударении в своей не самой простой для русского уха фамилии, он умеет добиваться большего, что, конечно, важнее для театра, чтобы актеры выкладывались, чтобы они играли в его спектаклях ТАК, как сами по себе никогда бы не сыграли.
Есть, конечно, отдельные трудности - театр сложный, в нем не заставишь в одном спектакле выйти на сцену и Маковецкого, и Суханова - таким руководить непросто, но почему-то мне кажется, что и Туминас не жалеет, что нынешний свой юбилей отмечает в Москве, хотя и пытается в силу своей природной застенчивости спрятаться от поздравительных адресов и прочих общеизвестных примет круглой даты.
| |