|
20 января. FINMARKET.RU - Риск выхода одной или нескольких стран из еврозоны или распада союза на несколько валютных блоков растет, а инвесторам уже опасно его игнорировать.
Еще полгода назад возможность этого казалась невероятной, а теперь ее признали уже на высшем политическом уровне - Ангела Меркель и Николя Саркози не уверены, останется ли Греция в еврозоне.
Инвесторам пора бы уже задуматься о плане действий на случай распада еврозоны, советует Майлз Брэдшоу, вице-президент крупнейшего в мире фонда по управлению облигациями PIMCO. Этот план пригодится, даже если евро переживет этот кризис. Брэдшоу приводит цитату британского премьер-министра 19-ого века Бенджамин Дизраэли: «Я надеюсь на лучшее, но готов к худшему».
Эксперт предлагает свой собственный прогноз последствий развала евросоюза:
Не забывайте: что бы ни произошло, рост рисков в Европе выльется в увеличение премии за риск по целому ряду активов, например, по суверенным облигациям. Этого можно избежать, если сокращать кредитный риск или покупать условно безрисковые активы. Но понять, какие же активы в еврозоне надежны, не так просто. Например, если в еврозоне будет проводиться политика, направленная на повышение доверия инвесторов, то надежность облигаций немецкого Бундесбанка, который возьмет на себе значительную часть рисков, ухудшится.
В зоне евро инвесторы должны искать альтернативы государственным долгам, включая агентства, местные правительства и обеспеченные облигации. У них схожие с государственные бондами кредитные характеристики, но они предлагают более высокую доходность. Надо учитывать и риск того, что кризис перекинется на другие правительства, а также риски самой европейской валюты. Наконец, из-за высокой неопределенности на рынке, разумно увеличить или разнообразить свои вложения с помощью наличных или инструментов с высокой ликвидностью.
Как страна может отказаться от единой валюты?
Лиссабонский договор, регулирующий нахождение страны в Европейском союзе, не предусматривает отказ от единой валюты, но оставляет за страной право выхода из ЕС.
Страна могла бы выйти из еврозоны в одностороннем порядке, разорвав соглашения о ЕС или имея согласие и потенциальную поддержку других партнеров по Союзу.
В первом случае, вероятны гораздо более серьезные экономические последствия, а второй вариант означает длительные политические переговоры.
Хотя страна по закону не может быть «выдворена» из еврозоны, европейские политики могли бы сделать дальнейшее пребывание такой страны в еврозоне весьма затруднительным.
Есть много различных сценариев развала еврозоны:
Греция, к которой, возможно, со временем присоединятся Ирландия и Португалия, могла бы оставить евро и восстановить собственную валюту.
Полное исчезновение евро и возврат всех 17 стран еврозоны к собственным национальным валютам.
Есть также промежуточный вариант, при котором будет проходить жесткий отбор стран, входящих в еврозону, например, так называемый «Северный Блок», состоящий из стран со схожей экономикой. В нем не будет места Испании и Италии.
Есть определенные сигналы того, что страна готова выйти из еврозоны: во внутренней политике появляются ярые сторонники этого, длительная стагнация экономики с высокой и постоянно растущей безработицей, длительные общественные беспорядки, долговременный отток капитала и растущее нежелание других правительств еврозоны оказать экономическую поддержку для сохранения статуса-кво.
Последствия выхода из еврозоны:
Компании из страны, выходящей из еврозоны, не смогут занять на внешнем рынке.
Корпорации, получающие выручку в местной валюте, а выплачивающие долги в евро, могут обанкротиться.
Правительства могут ввести контроль над движением капитала, а также повысить налоги или ввести другие меры для изъятия активов и части выручки компаний. Это скажется и международных компаниях - их нужно более тщательно изучать.
Отказ от евро приведет к риску по кредитам других заемщиков, даже находящихся за пределами страны, покинувшей еврозону.
Выход страны из еврозоны создаст прецедент для отказа от валюты другими странами, уже оказавшимися в кризисе или попавшими в него в будущем. Еврозона превращается из валютного союза в зону с фиксированными валютными курсами, при этом в любой момент привязка курсов друг к другу может быть разорвана.
В дополнение к оттоку капитала из европейской периферии, капитал начнет утекать из всей еврозоны.
Страны с небольшим дефицитом счета текущих операций (такие как Франция) или малые, и, следовательно, менее ликвидные рынки (например, Австрия и Финляндия) станут более уязвимыми для оттока капитала и испытают на себя рост доходности по облигациям.
Отток капитала из еврозоны ослабит евро по отношению к большей части мировых валют.
Отток капитала понизит доходность по облигациям стран за пределами еврозоны, например, Великобритании с ее высоколиквидным финансовым рынком.
Еврозона - это одна пятая мирового ВВП - глубокая рецессия в ней скажется на росте всей мировой экономики.
Европейские банки будут сначала стремиться продать ценные бумаги на неевропейских рынках или рынках периферии Европы - это резко снизит цены на бумаги на них, что на первый взгляд, не будет связано с кризисом.
Европейские банки также попытаются сократить кредитование на внешних рынках. От этого пострадают развивающиеся страны Восточной и Центральной Европы, не входящие в еврозону, - доля кредитования в них составляет почти 40% ВВП.
Европейскому ЦБ придется более активно влиять на финансовые рынки, чтобы сократить отток капитала.
ЕЦБ также будет вынужден установить фиксированные цены для государственных облигаций - это поможет стабилизировать активы банков.
| |