|
Норвежская климатологическая экспедиция в Баренцевом море завершилась неожиданно - российские власти изъяли установленное в море акустическое оборудование, заявив, что собранная им информация составляет гостайну.
Океанолог Видар Лиен показывает кадры, сделанные в ходе исследовательской экспедиции в Баренцевом море - она проходила с его участием и закончилась нелепо.
ВИДАР ЛИЕН, доктор Института морских исследований: Сейчас нам заявляют, что затронута государственная тайна, и поэтому мы не можем получить назад ни оборудование, ни информацию.
Оборудование было установлено в российской экономической зоне три года назад. С разрешениями всё было в порядке.
ВИДАР ЛИЕН: Мы установили пять колец: здесь, между Новой Землёй и Землёй Франца-Иосифа.
Норвежские учёные собирались провести важные климатические исследования в этом чувствительном регионе. С ними были российские коллеги и офицер Северного флота.
ВИДАР ЛИЕН: Его задачей было следить, чтобы всё шло, как положено, и чтобы мы не увезли с собой ту неположенную информацию. Следить, чтобы всё было в соответствии с договорённостями.
Оборудование в Норвегию не вернулось. Вместо него Институт морских исследований получил электронное письмо от российского военного руководство. В нём сообщалось, что полученная информация составляет государственную тайну и не будет передана.
Исследователи как в Норвегии, так и в России, считают ситуацию крайне печальной.
ВИДАР ЛИЕН: Мне понятны опасения - поскольку это деликатная область. Ведь оборудование акустическое. И оно, наверное, может восприниматься как оборудование, способное улавливать звуки, исходящие от подлодок. Но это не так, поскольку оно в принципе не разработано, чтобы фиксировать такого рода деятельность.
Представители российских властей отказались сегодня дать NRK интервью.
Это один из наиболее трудных эпизодов за пятьдесят лет сотрудничества с Россией, считает руководство Института морских исследований.
УЛЕ АРВЕ МИСУНН, заместитель директора Института морских исследований по научно-исследовательской работе: Да, это один из самых серьёзных подобных вопросов. Его уровень таков, что решить его теперь возможно лишь по дипломатическим, а возможно, и политическим каналам.
ВИДАР ЛИЕН: Мы очень разочарованы. Там были очень интересные и важные данные для нас, занятых климатическими исследованиями в Баренцевом море. Такое чувство, что нас чуть ли не заподозрили в шпионаже, считая виновными до тех пор, пока не будет доказано обратное. Это всё непонятно.
| |