|
Россия готова противопоставить беспилотникам США экранопланы собственной разработки, а также реализовать крупные проекты на ульяновском «Авиастар-СП», окупаемость которых еще недавно ставилась под сомнение. С такими заявлениями выступил на специальном совещании по развитию авиапромышленности вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Дмитрий Рогозин, заменивший в правительстве Сергея Иванова, рассказал, как будет развиваться авиационная промышленность России в ближайшем будущем.
Он заявил, что Россия готова к серийному производству экранопланов (которые могут летать в непосредственной близости над водой, льдом или сушей за счет экранного эффекта), запуску летом серийного производства Ту-204СМ, проекта, который еще недавно был под большим вопросом, и возобновлению производства «Русланов». Он рассказал о планах загрузить ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» на ближайшее десятилетие на все сто процентов.
По словам вице-премьера, авиационная промышленность готова вернуться к серийному производству экранопланов. В 50-60-х годах СССР была впереди других стран по развитию этого средства транспорта, однако после 1990-х годов развитие экранопланов фактически остановилось.
Сейчас экранопланы производятся в России небольшими партиями, «в основном для пограничной охраны». Однако Рогозин предлагает найти новые способы их применения. В то время как США сделали ставку на развитие беспилотной авиации, Россия, по его словам, может противопоставить свои достижения в области строительства экранопланов.
На данный момент разработки в этой области ведут лишь некоторые компании, на собственные средства. Так, Арктическая торгово-транспортная компания планирует к 2013 году построить экраноплан «Акваглайд-30» на 30 мест, а к 2014 году - «Акваглайд-60» на 60 мест. Сейчас компания завершает продажу партии из 10 пятиместных экранопланов «Акваглайд-5».
«Для нашей страны вполне возможно найти применение для такой техники, как экраноплан», - считает Рогозин.
Как говорил газете ВЗГЛЯД директор Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов «Экраноплан» Юрий Варакосов, экранопланы могут быть очень полезны там, где применение судов, самолетов и вертолетов является малорентабельным. Они решат транспортно-логистические проблемы в удаленных регионах Сибири и Дальнего Востока, открывая больше возможностей, в том числе для реализации национальных проектов по развитию здравоохранения, образования и сельского хозяйства.
Рогозин пообещал, что ОАК в июне закончит сертификацию самолета Ту-204СМ и начнет их серийное производство. Это модернизированная версия Ту-204/Ту-214, которая отличается улучшенными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками. Предполагалось, что этот самолет будет обеспечивать потребности рынка в узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов до выхода на рынок в 2016 году более современного самолета МС-21.
Из-за неясности с количеством твердых заказов и высокими ценами на комплектующие, ОАК ставила под сомнение выполнение этого проекта. Проблема с заказчиками так никуда не делась, но проект обещают все же запустить.
Заказчиком Ту-204СМ была авиакомпания «Атлант-Союз» (или позже «Москва»), которая обанкротилась. Заказ на пять машин от иранской компания Iran Air Tour оказался под вопросом. Создатели лайнера подписали намерения о покупке новых самолетов сирийской авиакомпанией Syrianair, и среди потенциальных покупателей называется «ВИМ-авиа». Однако твердый контакт имеется только с Red Wings.
Впрочем, Рогозин пообещал, что государство обеспечит заказами ульяновский «Авиастар-СП» на десять лет вперед. В частности, до 2020 года на этом заводе будет построено 10 Ан-124 «Руслан» и более сотни самолетов Ил-76, в том числе несколько десятков новых военно-транспортных Ил-476 (имеются в виду новые и модернизированные машины).
Что касается нового военно-транспортного самолета Ил-476, то впервые он поднимется в небо по плану во втором квартале этого года. С этого момента начнутся его летные испытания.
С 2015 года начнутся большие поставки этих самолетов для нужд Минобороны, обещает Рогозин. Проблемы производства самолетов семейства Ил-76 заключались в переносе производства из Ташкента в Ульяновск, а также переводе всей документации в цифровой вид. Но эти работы уже завершены, уверил вице-премьер.
«Существует большой парк самолетов "Руслан", который будет отремонтирован и модернизирован до 2020 года, а также будет построено до десяти новых самолетов», - заявил вице-премьера. По его словам, речь идет о модернизации уникального и востребованного на многих рынках мира самолете.
Между тем, в конце прошлого года вице-премьер Сергей Иванов говорил, что заказов на «Руслан» пока не достаточно для того, чтобы окупить вложения 20 млрд рублей в возобновление серийное производство этих самолетов. Для этого необходимо получить твердые заказы минимум на 60 самолетов.
Чтобы постепенно увеличивать загрузку авиазавода, Рогозин намерен совместно с министром обороны Анатолием Сердюковым найти выход, чтобы начать финансировать производство самолетов в этом либо следующем году. «У нас большие планы, и у нас есть воля их реализовывать. У данного предприятия хорошие перспективы», считает Рогозин.
В конце февраля Рогозин пообещал провести заседание по перспективам развития ОПК и к марту внести проект ФЦП. По его словам, на совещании будут рассмотрены вопросы перспективного облика боевой авиации, в частности истребителя пятого поколения и перспективного авиационного комплекса дальней авиации - нового стратегического бомбардировщика.
По словам Рогозина России стоит задуматься о новом стратегическом бомбардировщике. Он напомнил, что российские стратегические бомбардировщики несколько лет назад вернулись на боевое дежурство в акватории Мирового океана.
С учетом продления их ресурса «мы выиграли время, чтобы заложить основы новой машины», - считает Рогозин. Россия обязательно будет разрабатывать новый стратегический бомбардировщик, уверил он.
| |