|
Минтранс России может запретить нашим авиакомпаниям платить новые европейские сборы за парниковые газы в выхлопе. Такое решение будет основано на нежелании подобной оплаты со стороны регуляторов США и Китая. Сложится ли антиэкологический блок сверхдержав - а если нет - чем это обернется для России? - мнения экспертов в материале корреспондента Радио «Вести ФМ» Сергея Артемова.
Многие наши перевозчики до сих не оглашают свою позицию по выхлопным сборам из-за молчания Минтранса. Ведомство собирается запретить авиакомпаниям платить Евросоюзу, говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин:
«Предположение, о том, что Минтранс может не разрешить нашим авиакомпаниям не платить сборы основывается на том, что Игорь Левитин будет опираться на разработки и мысли других стран и, соответственно, принимать жесткие меры. У России есть свои способы давления на Евросоюз - сборы с компаний, за полеты над сибирскими просторами. Данная мера может как-то повлиять на Евросоюз».
Ответные меры - фраза из военного лексикона - как вариант, говорит ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов, противостояние и взаимные запреты могут зайти далеко:
«Нельзя исключать того, что если наши власти примут такое решение, то тогда может начаться полномасштабная транспортная война. Запрет на полеты будет введен сразу - не исключено, что наши власти ответят тем же - и запретят прилетать европейцам. Каждая сторона будет закручивать гайки».
Но небо - свободно. Международные конвенции гарантируют это. И попытка нашего регулятора увеличить сбор за транссибирские пролеты эти конвенции нарушат. Так считает гендиректор компании «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев:
«Есть статья 15 Чикагской конвенции ИКАО - она запрещает облагать транзитные полеты любыми налогами. Да и сами сборы, по сути, незаконны».
Вероятнее всего, добавляет Дмитрий Баранов из УК «Финам», угроза неплатежей - лишь момент переговоров, и Евросоюз в итоге займет прагматичную позицию:
«Все-таки Европа, осознает, что туристы - в частности российские, отчасти китайские, отчасти американские - приносят весомые деньги в бюджеты каждой из стран. Возможно, национальные правительства смогут оказать давление на Брюссель, чтобы решение не было принято, или принято в другой форме».
К тому же - возможный аргумент Минтранса, что Америка и Китай поступают так же, - нуждается в уточнении. По словам Сергея Детенышева из компании «Аэропорт Инвестментс», их регуляторы настаивают на совместной программе квот:
«Китай и США не просто протестуют - они торгуются за право включить свои нормы в систему Евросоюза. А у нас - шум один на ровном месте, потому что стандартов у нас нет».
Для России, полагают эксперты, было бы оптимальным безо всяких запретов ввести свои нормы выхлопа, а также установить сборы, аналогичные европейским. И пустить их на компенсации компаниям, ведь потери только «Аэрофлота» оцениваются в 40 миллионов евро. Перевозчики тогда смогут не вводить дополнительные 2-3 евро в цену на билет. Будут сохранены деньги и упрочен имидж страны - как стража чистого воздуха на планете.
| |