|
Патриарх российской оперной сцены: московские музыкальные театры отмечают столетие Бориса Покровского. О его творческом пути и лучших постановках - корреспондент Радио «Вести ФМ» Анна Щербинина.
Московские музыкальные театры отмечают юбилей великого мастера оперы. Борису Покровскому сегодня исполнилось бы 100 лет. За свою долгую творческую жизнь, он успел побывать главным режиссером Большого театра, создать уникальный камерный театр и поставить десятки спектаклей на лучших сценах страны. О Покровском-человеке и руководителе рассказывает корреспондент
За свою 70-летнюю режиссерскую карьеру Борис Покровский поставил более 180 спектаклей. Только на сцене Большого театра, куда он перешел в 1943 году, Покровский создал более 40 опер. Эти постановки до сих пор остаются образцом для всех оперных режиссеров, - считает художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман:
«Все режиссеры нашей страны являются учениками Покровского, так как мы все учились по его книгам, в беседах с ним. Я думаю, что все, что я умею, - это все благодаря Покровскому. И то, что я люблю, - это благодаря Покровскому. Моя любовь к опере, моя любовь к театру началась именно со спектаклей Покровского».
Солист Большого Николай Цискаридзе, который начинал свою карьеру в театре с балетного номера «Половецкие пляски» в «Князе Игоре», вспоминает, что Покровский блестяще умел управлять массой людей:
«Очень жесткий был человек, что и должно быть у режиссера и большого мастера. Его слушались безоговорочно».
Сейчас в Большом, которому Покровский посвятил почти 20 лет своей жизни, не сохранился ни один его спектакль. Зато в Камерном музыкальном театре - детище Покровского - до сих пор идут его постановки, самым известным из которых, например, гоголевскому «Носу» уже исполнилось 40 лет. В 70-е, когда Покровский создавал этот театр, параллельно работая в Большом, каждый его спектакль становился настоящим событием.
Работать с Покровским почитали за счастье, - рассказывает нынешний главный режиссер Камерного театра имени Покровского Михаил Кисляров:
«Он умел какими-то необыкновенными, парадоксальными способами общаться со всем коллективом, начиная от монтировщиков, уборщиков, реквизиторов, костюмеров, и кончая, конечно, артистами. Он умел включать в процесс так, что у людей загорались глаза, что люди становились художниками».
Коллеги вспоминают, что Покровский обладал колоссальной энергией. К своему 85-летию он поставил сразу два спектакля - в Большом и в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Он мог репетировать по 8-10 часов, не выходя из зала, несмотря на усталость артистов. Однако они отвечали ему преданностью и любовью, - вспоминает один из ветеранов театра имени Покровского, тенор Борис Тархов:
«Борис Александрович - большой человековед. Он видел в человеке то, что человек даже сам не подозревал. Для него актеры были как шахматные фигуры, которые только он мог оценить и расставить на сценической площадке».
К юбилею в Камерном театре пройдет особый вечер под названием «Диалоги с Покровским». Будут показаны отрывки из знаменитых спектаклей, видео- и аудиозаписи с участием оперного мэтра, и даже Сергей Юрский будет читать отрывки из его многочисленных книг. В этот же день в Москве откроется фестиваль «Год Покровского», в рамках которого пройдут выставки в Бахрушинском музее, гастроли, премьеры и, конечно, лучшие постановки Бориса Покровского на сцене его театра.
| |