В Азербайджане может пополниться список безработных. Постоянно дохода могут лишиться так называемые «дашбашники» - так в республике называют нелегальных таксистов.
В республике запретили ездить без лицензии. Под запретом оказались также советские автомобили и вообще машины, выпущенные пять лет назад и раньше. Зачем понадобилась такая реформа, что теперь ждет пассажиров, и куда исчезли нелегалы? Корреспондент МТРК «Мир» Фуад Мирмамедов сам сел за руль, чтобы во всем разобраться.
Реформа такси сегодня в Азербайджане настолько актуальная тема, что о ней даже запели. Молодой рэпер Мур поет:
Вся жизнь дашбашников связана с дорогой,
Она ведет их к радости порой,
А может быть и так, что впереди тревога,
Им все равно, дашбашник едет по прямой.
И вот за поворотом пьяный машет,
Таксист остановит с радостью - садись,
А клиент, еле выговаривая скажет,
Брат, денег нет, ты не сердись.
Да ладно, что тут поделать,
Я довезу тебя, дружок,
Сегодня ты, а завтра с миллионером,
Так каждый день, кто знает, что ждет впереди.
Частный извозчик или дашбашник по-азербайджански - от слова «дашбаш» - левый заработок. Полученные деньги за извоз деньги такой водитель кладет себе в карман. Мало кто из них имеет лицензию. На улицах Баку их можно встретить в любое время суток. Самый уважаемый Рафиг Даянов таксует уже 30 лет. «Видимо, пора на пенсию», - рассуждает он.
Для Рафига, как и для многих других, частный извоз - единственный источник дохода. По его словам, он всегда ездил по правилам. Но чтобы не нарушить новое, надо или совсем уйти из профессии, или продать кормилицу - старенькую «Волгу». По мнению властей, такая машина больше не достойна называться «городским такси».
Взамен разномастных такси на улицах Баку появились новенькие лондонские кэбы. Наджаф Оруджев уже пересел на такой. Он оставил частный извоз и устроился на работу в автопарк. «Цены здесь намного дешевле. К примеру, я беру за километр трассы всего 1 доллар - так пишет счетчик. Нелегалы же берут вдвое больше», - отмечает он. Переменам в отрасли недавний бомбила только рад. Ему обещают стабильную зарплату в 400 долларов, бензин за счет кампании и бесплатное техобслуживание.
В 1990-х официальный таксопарк в Баку уже открывали. Бакинец Расим Тагиев проработал там два года. Выйти на «большую дорогу» инженера по образованию тогда заставила нужда. По словам Расима, 20 лет назад официальный извозчик конкуренции с дашбашниками не выдержал и обанкротился. Сегодня Расим твердо решил вернуться в официальные таксисты. «Чтобы стать таксистами, мы сдавали письменный экзамен. Я уже прошел медкомиссию, сейчас собираю необходимые документы», - поделился он.
Своевременным считает решение властей и председатель общества безопасности движения Фазиль Мамедов. Он не раз видел, как дашбашники бесчинствуют на дорогах в погоне за клиентом. Последней каплей для властей стало повышение цен за проезд во время снегопада и гололеда. Когда из-за непогоды бакинцы были вынуждены пересесть из личного и общественного транспорта в такси, тариф вырос в пять раз. «Они договариваются и в несколько раз повышают цены за проезд. При этом у них очень старые автомобили, ездить на которых просто опасно», - говорит начальник отдела Министерства транспорта Азербайджана Намиг Гасанов.
Дашбашники давно поделили между собой места дислокации. Были случаи, когда в ход шли кулаки. Режиссер азербайджанского телеканала Гурбан Байрамов однажды тоже стал жертвой беспредела нелегалов. В аэропорту он договорился об одной цене, а когда доехали, водитель потребовал в два раза больше, мол, речь шла о поездке до города, а не до дома", - вспоминает журналист.
На то, чтобы новенькие кэбы сменили старые авто, власти дали полтора года. Частникам колесить по Баку пока тоже можно, но только если они купят лицензию и перекрасят машину в белый цвет. Плюс автомобиль должен отвечать экологическому стандарту «Евро-2».
Директор автопарка «Бакинское такси» Ильгар Гасымов подсчитал, что городу необходимо около трех тыс. новых такси. «Мы решили организовать курсы для кандидатов - иностранные языки, знание города и т.д., ведь такси - это лицо города», - подчеркивает он. Если с документами и медицинскими справками у кандидата все в порядке, ему вручают ключи и жетон и берут на испытательный срок на три месяца.
Следить за порядком в среде таксистов будут Минтранс и Дорожная полиция. На уступки пойдут только тем, у кого еще действует старая лицензия. Полный запрет на деятельность нелегалов наступит через два месяца.
Все автомобильные новости