|
Открытие исторической сцены Большого театра не прервало череду скандалов, а лишь стало новой точкой их отсчета. Как Большой тратит президентские гранты, и чем это может обернуться для нынешнего руководства театра
В ноябре президент Дмитрий Медведев распорядился выделить гранты в ближайшие два года Большому театру (и еще шести ведущим российским музыкальным коллективам и организациям).
Согласно распоряжению от 22 ноября, среди грантополучателей Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) имени Светланова, Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича, Московская государственная консерватория имени Чайковского и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова.
Правительство РФ 6 января этого года определило размер грантов президента в 2012-2014 годах: так, ежегодный размер грантов для Большого театра в этот период составит 375 млн рублей.
Надо сказать, что ежемесячный доход артистов балета Большого театра (они, в отличие от оперных исполнителей, переведены на контрактную основу) складывается из оклада, президентского гранта и гонорара за спектакль. Если премьер вышел в 2-3 спектаклях в месяц, его зарплата может составить 60-90 тысяч рублей.
Солист American Ballet Theatre Саша Радецкий (Sascha Radetsky) уверяет, что в России, благодаря поддержке государства, дела обстоят лучше, чем в американской балетной труппе.
А The New English Ballet Theatre предлагает танцорам 1200 фунтов стерлингов за один календарный месяц.
«Вообще не в практике озвучивать какие-либо гонорары в любом театра класса "А" в мире», - заявил Business FM директор Михайловского театра Владимир Кехман, отвечая на вопрос о гонорарах Натальи Осиповой и Ивана Васильева в его театре.
Однако, как стало известно BFM.ru, с распределением грантов в Большом театре не все просто. «Мы получаем гранты государственные, президентские. Но там тоже есть большое количество "но": гранты постоянно обрезаются. В штат театра набраны люди, которые не нужны абсолютно. И они [администрация] не могут им платить официально зарплату, из-за этого гранты у нас потихоньку обрезают, все время говоря нам какую-то неправду, - рассказал порталу народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. - Все артисты это знают, и никто не может ни на что пожаловаться, потому что все время всякие ситуации, как со мной: посмел сказать правду - мы тебя сейчас уволим».
В интервью BFM.ru он заявил: «Путин на встрече с художественными руководителями театра заявил, что надо очень серьезно взяться за реформу в сфере культуры, разделить сферу, кто чем должен заниматься. Я надеюсь, что он это доведет до конца, потому что это очень важный вопрос. Из-за этого очень много федеральных бюджетных денег тратится впустую».
Кадровый резерв
Николай Цискаридзе считает, что все беды Большого кроются в «личностных» отношениях. «С нами договора подписывает директор театра, никто больше. И распоряжения, в основном, все дает он. Власть сосредоточена в одних руках. [Недовольным дают понять], что здесь есть Карабас Барабас, который будет руководить марионетками, - рассказывает Цискаридзе.
Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов на днях удостоен ордена Почетного легиона. Это орден, учрежденный Наполеоном Бонапартом в 1802 году, президент Франции Николя Саркози выделил Иксанову из собственного резерва. "Этой высокой наградой отмечается выдающееся качество работы, проделанной вами на благо культуры вашей великой страны и в интересах российско-французского сотрудничества", - пишет Саркози.
Анатолий Иксанов - выпускник театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в 1978-1983 годы был главным администратором Большого драматического театра (БДТ), с 1983 по 1996 год - заместителем директора, с 1996 по 1998-й - директора БДТ. В 1998 -2000 годы Иксанов занимал должность заместителя гендиректора телеканала "Культура".
На пост генерального директора ГАБТа Анатолий Иксанов был назначен в 2000 году. Несмотря на то, что контракт с ним продлен до осени 2013 года, Иксанову приходится опасаться за свое кресло, поскольку слухи о его досрочной отставке возникают регулярно.
Так, еще летом 2010 года министр культуры Александр Авдеев рекомендовал на этот пост Юрия Лаптева.
Юрий Лаптев - советник президента РФ Дмитрия Медведева по вопросам культуры с мая 2008 года, бывший советник по вопросам культуры президента Владимира Путина (2004-2008). В прошлом - оперный певец, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории.
Но тогда ни президент, ни премьер не решились менять гендиректора ГАБТа: нужно было завершить реконструкцию исторического здания.
Летом прошлого года "Известия" прогнозировали, что Иксанова уволят в сезоне 2011-2012 года. "В феврале 2012-го Анатолий Иксанов достигнет пенсионного возраста, - пишет издание. - Далее - март, выборы. Следом - непременные прокурорские проверки, как у нас принято. Вот тогда-то, скорее всего, и решится, кому быть следующим хозяином Большого театра".
Иксанову действительно в феврале исполняется 60 лет: они одногодки с Путиным, и это вряд ли можно считать серьезным поводом для отставки. Другое дело - если кресло зашатается под натиском скандалов, которые в последнее время буквально преследуют Большой.
"Я убедился, что Большой - на дне", - сделал 1 ноября сенсационное заявление в интервью "Комсомольской правде" оперный певец Зураб Соткилава. "Только два балетных номера были достойные: Захарова и Александрова. Остальное - посредственное. Я знаю, что и Образцовой, и Вишневской, и Нестеренко открытие не понравилось...Для меня важно, какие голоса будут звучать на оперной сцене. В труппе есть хорошие голоса, но им не дают дорогу те, кто у власти в театре: ты свой - дадут петь, а не свой - не дадут".
Впрочем, даже те, кому дают петь, не всегда соглашаются. Так, Елена Образцова отказалась от роли в опере "Руслан и Людмила" в постановке Дмитрия Чернякова. "Когда я сначала узнал, что она участвует, я удивился. Потом, когда я узнал, что она отказалась, я спросил: „Елена Васильевна, как?" Она сказала: „Колечка, нет у меня сил в этом участвовать. Я посмотрела, что вокруг меня делается, и мне стало с сердцем плохо. Вот, правда, стало плохо с сердцем, прямо на сцене", - пересказал разговор с Образцовой Николай Цискаридзе на „Эхе Москвы".
Скандал на сцене и за сценой
Премьерный спектакль „Руслана и Людмилы" действительно обернулся скандалом: публика не приняла слишком „современного" прочтения Пушкина, больше напоминавшего разного рода „Дозоры". Кроме того, во время действия единственная исполнительница роли волшебницы Наины Елена Заремба упала на сцене и сломала руку.
Балет-феерия „Спящая красавица" - вторая премьера Основной сцены - тоже испытал Большой на прочность. Генеральный прогон состоялся лишь за два дня до премьеры, потому что раньше не были готовы, ни свет, ни декорации, даже оркестр не смог попасть в театр на объявленную репетицию для прессы.
Во время спектакля, в прологе, фея Карабос, которая, должна проваливаться под сцену, опускаясь в люке, трусливо убегает в кулисы. В спектакле вообще не было машинерии, по некоторым данным, большую часть декораций так и не успели подготовить к премьере. В итоге, как говорят критики, вместо феерии - „полуфабрикат с большими музыкальными сокращениями".
А в день открытия исторической сцены, 28 октября, при падении тяжеловесных декораций пострадал рабочий сцены. 30-летний служитель театра был госпитализирован в институт Склифосовского. Позже администрация ГАБТа пояснила, что этот рабочий сцены вообще не должен был там находиться, то есть сам нарушил технику безопасности.
| |