|
Легко и стремительно, словно в прыжке, Людмила Савельева ворвалась в мир кино. Сменила сцену Мариинки, тогда еще Театра имени Кирова, на съемочную площадку, пуанты - на бальные туфли Наташи Ростовой.
Фотографию юной балерины увидел режиссер Сергей Бондарчук и после нескольких проб утвердил на главную роль в легендарной постановке «Войны и мира». Эти кадры навсегда вошли в историю кинематографа.
Знаменитую сцену бала снимали на Мосфильме. Бондарчук поставил оператора на ролики и лично размахивал платком перед объективом - хотел добавить жизни кадру. А общую панораму бального зала и вовсе снимали одним планом. Савельева и Тихонов едва успели увернуться от камеры.
«Каждый дубль был не похож на другой. И я должна сказать, мы никогда не чувствовали, что Сергей Федорович давил на нас. Ну, не было этого никогда. И я всегда видела - он всегда стоял за камерой, когда я снималась. И я всегда видела по его лицу, правильно я играю или нет», - вспоминает Людмила Савельева.
Этот трогательный взгляд покорил сердца зрителей всего мира. Не устояли и строгие кинокритики - в 1968 году картина Бондарчука получила «Оскар». И совсем еще юная Савельева проснулась знаменитой. Полные залы поклонников, предложения от именитых режиссеров.
Но советская цензура разрешила принять лишь одно - от итальянца Витторио де Сика. С условием, что картина «Подсолнухи» будет совместной, и большая часть съемок пройдет в Советском Союзе. В ленте Людмила Савельева сыграла вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А дальше - был «Бег»...
Во время съемок фильма по мотивам произведений Булгакова Людмила Савельева познакомилась с вдовой писателя, Еленой Сергеевной. В промежутках между дублями ходила к ней на консультации, а после команды «мотор!» полностью растворялась в создаваемой эпохе, порой, не замечая даже опасности...
«Она мужественная очень, между прочим, - рассказывает режиссер Владимир Наумов режиссер Владимир Наумов. - У нас там был эпизод, когда горел состав с пушниной. Это огромное пламя, по-настоящему все делали, не так, как сейчас мы рисуем наполовину человека, наполовину - снимаем. Делали все по-настоящему. Горел огонь страшный, я ее пытался все время оттащить, но они с Баталовым сопротивлялись».
Потом еще было около двух десятков работ в кино - не так много для актрисы ее уровня. Но Савельева очень избирательно подходила к выбору картины, для нее важна литературная основа.
А в конце восьмидесятых Людмила Михайловна и вовсе решила уйти из кино. В ленте «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» с присущим только ей тонким чувством юмора спародировала свои роли.
«Когда я брал Людмилу Михайловну в эту картину, я думал: ну, вот будет такая странная, так сказать, женщина с изломанной судьбой. Нет! Ярчайшее комедийное дарование», - вспоминает режиссер Сергей Соловьев.
За свою карьеру, Людмила Савельева не сыграла ни одной злодейки. Список ролей - безупречен. Но для миллионов зрителей она по-прежнему - неподражаемая Наташа Ростова.
| |